МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

Вариант - 12

Студентки

финансово-экономического факультета

заочного отделения

группы У06-ЭПз-1

Галай Натальи Михайловны

Преподаватель:

Зенькова И.В.

Новополоцк, 2008 г.

3. Лицензионные соглашения и франчайзинг

Список использованных источников

Приложения

1. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику

Открытая экономика - экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Преимуществами открытой экономики являются;

· Увеличение возможности привлечения прямых иностранных инвестиций;

· Расширение ассортимента и номенклатуры товаров и услуг;

· углубление специализации и кооперации производства;

· рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

· распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию компаний.

Международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику:

1. Установление стабильного политического режима;

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением;

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

Сегодня Беларусь продает за рубеж свыше 55% ВВП, 80% промышленного производства. Торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 странами мира. Внешнеторговый оборот с 2000 по 2007 г. вырос втрое и составил 53 млрд. Br. При отсутствии сырьевых ресурсов, и в первую очередь энергоносителей, это, бесспорно, хороший показатель, подтверждающий открытость экономики РБ. В плюсах внешней торговли - снижение за последние 5 лет доли РФ с 58% до 49% и рост товарооборота со странами ЕС (с 18,9% до 31,9%).

Также, одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) – отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны. В Беларуси в январе-октябре 2008 года Эк≈50-60% (ВВП в январе-октябре 2008 г. составил в текущих ценах 104987,1 млрд. рублей). Это свидетельствует о том, что экономика РБ относительно открыта.

Помимо этого, за 9 месяцев 2008 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 5,2 млрд. долларов США инвестиций, или на 37,4% больше, чем за 9 месяцев 2007 г.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (43,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (32,7%), торговля и общественное питание (7%). Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в Приложении 1.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (32,5% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (20,4%), Австрии (14,1%), Соединенного Королевства (12,4%), Кипра (7,8%).

За 9 месяцев 2008 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г.Минска (39,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (22,5%), Гомельской (16,6%) и Витебской (15,3%) областей.

Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за январь-сентябрь 2008 г. приведена в диаграмме:

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 35,8% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема прямых инвестиций).

Организациями республики за 9 месяцев 2008 г. получено прочих иностранных инвестиций на сумму 3,4 млрд. долларов США, или на 15,6% больше, чем за 9 месяцев 2007 г. На их долю приходилось 64,1% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за январь-сентябрь 2008 г. в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 16,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2007 г. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.

2. Государственное регулирование внешней торговли

Развитие международной торговли тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы: непосредственно влияющие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и др.); ограничивающие количество поступающего товара (лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и др.).

Внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну.

На национальном уровне регулирование государством международной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну означает импорт, а не всякий вывоз – экспорт. Так, товар может ввозиться, или вывозиться из страны для переработки, или перевозиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой практикой выработаны различные таможенные режимы, оговоренные в таможенных кодексах стран. Это режим экспорта, выпуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реимпорта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению, которое проводится главным образом двумя путями:

а) через таможенный тариф;

б) нетарифные ограничения.

Оба пути широко практикуются во всем мире.

а) таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

Таможенная пошлина поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой, а отечественные производители расширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые.

Тариф представляет собой налог на импортные товары. Фискальный тариф накладывается на иностранные товары, которые не производятся в данной стране. Он идет на пополнение средств бюджета. Протекционистские тарифы защищают местных производителей. Различают запретительный и незапретительный тарифы . Величина первого высока, что перекрывает импорт. Этот тариф направлен на запрещение торговли. Второй тариф является более умеренным, поэтому он лишь тормозит торговлю, так как повышение цены на ввозимые товары уменьшает импорт и способствует росту национального производства.

Открытая экономика - это экономика, где совершаются операции на международных рынках товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. Данные операции совершаются чаще всего субъектами экономических отношений.

Регулирование открытой экономики происходит через валютные резервы и нормативы, так же существует свобода внешнеторговых сделок и валютный курс устанавливается свободно.

Открытая экономика означает, что все страны могут активно импортировать и экспортировать значительную долю товаров и услуг, они экспортируют факторы производства и свободы для их импорта, так же они участвуют в МРТ. Страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках, и они включены в систему международных финансово-экономических отношений.

Открытая экономика требует активного использования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации и рабочей силы.

К примеру, США является открытой страной и предпринимает разные меры по защите внутреннего рынка с помощью таможенных и не таможенных барьеров в отношении иностранных конкурентов, прежде всего Японии, а в последнее время и Китая.

Проведение принципов открытой экономики должно привести к созданию общемирового “Общего рынка”, как тот, который создан в рамках Европейского Союза.

Такие страны как Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария они являются странами с высокой открытостью экономики, а с наименее открытой – Северная Корея, Куба.

Рассмотрение степени открытости экономики выдвигает на первый план проблему экономической безопасности страны, которая включает в себя совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимость национальной экономики.

Национальная экономическая безопасность – это защита экономики страны от внутренних и внешних неблагоприятных факторов, которые нарушают нормальное функционирование экономики, подрывают достигнутый жизненный уровень населения, вследствие чего может возникнуть угроза политической дестабилизации страны.

Национальная экономика открывается для внешнего мира, значительно усиливается зависимость от внешних рынков: товарного, рынка капиталов, рынка труда, валютных рынков. К основным проблемам относятся: занятость населения, состояние курса национальной валюты и положение отечественных товаропроизводителей. В результате глобализации усиливаются взаимосвязи между национальными экономиками. Рост ВВП в одной стране способствует росту ее импорта, что, в свою очередь, стимулирует экономический рост в другой стране. И наоборот, снижение производства в одной стране может неблагоприятно повлиять на динамику экономического роста в других странах, связанных производственными, торговыми, валютно-расчетными и др. отношениями. Внешнеэкономические факторы оказывают влияние, в первую очередь, на динамику развития национальной экономики; темпы роста ВВП; уровень занятости; состояние наиболее прибыльных отраслей; состояние национальной валюты.

Открытая экономика предполагает усиленный контроль государства и межгосударственных институтов за внешнеэкономическими связями.

Что касается России, то за последние 10 лет она в значительной степени открыла свою экономику.

По показателю экспортной квоты она практически вышла на уровень промышленно-развитых стран. По ряду экспортных товаров экспортная квота еще выше – сырая нефть – 45%, нефтепродукты – 36%, газ – 37%, минеральные удобрения – 72%, черные металлы – 72%, целлюлоза – 85%, алюминий – 90%. Практически, ряд отраслей работает просто на экспорт. Наличие у нашей страны столь высокой экспортной квоты, не соответствующей той группе стран, к которым мы относимся, говорит в большей степени не о вовлеченности России в международное разделение труда, а об односторонней экспортной направленности.

Степень открытости экономики России повлекла за собой радикальные изменения как положительные, так и отрицательные. К числу положительных можно отнести:

  • Повышение уровня рыночной конкуренции
  • Появление новых продуктов и внедрения новых технологий
  • Расширение потребительского выбора
  • Расширение экспортных возможностей

К числу проблем можно отнести следующие:

  • Ухудшение отраслевой структуры
  • Подавление импульсов развития в отстающих отраслях
  • Ослабление экономических связей и анклавизация национальной экономики.
  • Утечка капитала

На сегодняшний день насчитывается около 213 стран, которые находятся в разной экономической ситуации. Изучение классификаций характерных для оценки экономического развития дает возможность делать выводы об уровне этого развития каждой страны, как в отдельности, так и по соотношению к другим. В изучении этого вопроса важную роль играет отдельный статистический учет экономического развития, причем, это затрагивает даже некоторые зависимые территории других стран, которые в практике международной экономики рассматриваются как отдельные страны.

Существуют так же показатели по степени открытости экономики и к ним относятся: Экспортная квота, импортная квота, внешнеторговая квота и объем зарубежных инвестиц. В целях выявления групп стран схожих по уровню открытости экономики был проведен анализ по следующии показателям:

Основой для проведения кластерного анализа были выбраны следующие показатели:

Х1: Доля импорта в ВВП страны (2011-2012 гг.)- позволяет определить соотношение объемов ввозимых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот показатель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей национальной экономики.

Х2: Доля экспорта в ВВП страны (2011- 2012гг.)- соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отраслей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, продукция которых идет на экспорт.

Х3: ИРЧП (2013 год) – Индекс Развития Человеческого Потенциала- это индекс для сравнительной оценки бедности, грамотности, образования, средней продолжительности жизни и других показателей страны.

Х4: Доля объема Иностранных инвестиций (ВВП)(2011-2012гг.)- инвестиции выступают важнейшим фактором экономического процветания любой страны независимо от характера экономической системы.

Кластерный анализ проводится с помощью программы Statistic 6.1 RUS.

Количество кластеров, которое использовалось для дальнейшего анализа кластерных центров, было взято равным 3.

1 –й кластер подразделяется еще на три подкластера.

Таблица 1. Кластеризация стран по данным показателям (2011-2012гг.)

1 кластер(страны со средними показателями импорта и экспорта и высоким уровнем ИРЧП)
1 подкластер: Албания, Антигуа и Барбуда, Австрия, Багамские острова, Барбадос, Белиз, Ботсвана, Босния и Герцеговина, Болгария, Камбоджа, Кабо-Верде, Дания, Фиджи, Грузия, Германия, Гана, Гондурас, Исландия, Ямайка, Иордания, Латвия, Македония. Маврикий, Монголия, Молдова, Намибия, Черногория, Марокко,Никарагуа, Парагвай, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Тонга, Тунис, Польша, Самоа,Сербия, Вануату

2 подкластер: Аргентина, Армения, Австралия, Боливия, Канада, Чили, Китай, Хорватия, Доминиканская Республика, Эквадор, Сальвадор, Финляндия, Франция, Греция, Гренада, Израиль Италия, Япония, Казахстан, Ливан, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Великобритания, США, Турция, Узбекистан, Швеция, Швейцария, Испания, Шриланка Сенкт-Китс и Невис, Филипины, Перу, Португалия, РФ, Венесуэла

3 подкластер: Ангола, Азербайджан, Бахрейн, Бруней- Даруссалам, Конго Республика, Кувейт, Оман, Туркменистан, Катар, Саудовская Аравия

2 кластер (страны с высокими показателями тмпорта, экспорта, ИРЧП и долей иностранных инвестиций)
Беларусь, Бельгия, Конго дем.Конгессемен, Эстония, Китай, Венгрия, Ирландия, Лесотто, Литва, Люксембург, Малаизия, Мальдивы, Мальта, Мавритания, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Тайланд, ОАЭ, Вьетнам
3 кластер (страны с наименьшими показателями открытости эклономики)
Афганистан, Бангладеш, Бенин, Бутан, Бразилия, Бурунди, Камерун, Центарально Африканская Республика, Чад, Колумбия, Коморские острова, Египет, Эретрия, Эфиопия, Гамбия, Гватемала, Гвинея, Гаити, Индия, Индонезия, Кения, Либерия, Мадагаскар, Малави, Мали, Непал, Нигер, Нигерия, Пакистан, Руанда, Сан-Томе- и Принсипи, Сенегал, ЮАР, Судан, Таджикистан, Танзания, Того, Уганда, Замбия, Зимбабве

В результате в 1-й кластер вошли 86 стран. Из 1-ого кластера вытекают еще 3 подкалстера.

В 1-й подкластер 1-ого кластера вошли 38 стран, во 2-й подкластер 38 стран, 3-й подкластер остальные 10 стран, во 2-ой кластер – 24 страны, а в 3-й 40 стран. Из анализа 189 стран были пропущены 39 стран в виду нехватки данных.

Ниже представлены средние значения по кластерам.

Таблица 2. Средние значения по кластерам

Кластер

Показатель

1 кластер 2 кластер 3 кластер Выборка по всем странам в целом
1 2 3
Х1 0,42 0,24 0,25 0,74 0,33 0,54
Х2 0,27 0,23 0,51 0,95 0,28 0,46
Х3 0,634 0,811 0,698 0,688 0,418 0,534
Х4 0,05 0,02 0,06 0,08 0,05 0,03

Таблица 2 иллюстрирует средние значения показателей по каждому кластеру. В 1-й кластере всех 3-х подкластеров были включены страны с со средними данными по показателям Импорта и Экспорта. Самым высоким значением в одном из трех подкластеров обладает ИРЧП. .Ко 2-му подкластеру были отнесены страны, чьи значения показателей оказались чуть меньше, чем в 1-оми 3-ем подкластерах.

2-ой кластер включает в себя показатели с самыми высокими значениями в большей степени по импорту и экспорту, нк и так же ИРЧП и иностранным инвестициям. Что же касается 3-го кластера, то здесь собраны самые наименьшие показатели, и он находится чуть позади первого кластера, но отстает не на много. Самым наименьшим показателем является показатель Х2 в 3 кластере. Очевидно, то, что значимое смещение произошло между 1 и 3 и 2 и 3 кластерами.

Кластеры были разбиты по следующим критериям:

  • 1 кластер

1 подкластер – страны со средними показателями импорта и экспорта.

2 подкластер – страны на равне с 1 подкластером, но некоторые показатели являются выше.

3 подкластер – страны с высокими показателями ИРЧП.

  • 2 кластер – Страны с самыми наибольшими показателями импорта, экспорта, ИРЧП и доли иностаннных инвестиций.
  • 3 кластер – Страны с низкими показателями открытости экономики.

Исходя, из Таблицы 2 были получены достоверные данные по всем показателям. Это свидетельствует о том, что все 4 показателя были справедливо использованы в процессе осуществления данного кластерного анализа. Можно сделать вывод, что все показатели оказали значительное влияние на открытость экономики.

Судя по центральным значениям кластеров, можно отметить то, что динамика всех показателей является положительной.

В 2011-2012 гг. лидирующие места занимали такие страны как: Китай.,Гонгонг, Ирландия, Эстония, Чешская Республика, Беларусь, Бельгия, Мальта, Нидерланды, Палау, Сейшельские острова, Сингапур, Словения, Свазиленд, Таиланд, ОАЭ, Вьетнам.

По проведенному анализу Российская Федерация вошла в первый кластер второго подкластера. Она имеет средние показатели по импорту равным 0,22 , экспорт составляет 0,29 , самый высокий показатель ИРЧП равный 0,788, а доля инвестиций составила 0,02.

Среди европейских стран Бельгия занимает сегодня первое место по доле прямых иностранных инвестиций в ВВП. Почему же это небольшое государство стало, по мнению экспертов, идеальным местом для капиталовложения и бизнеса? Этот вопрос "Российская газета" задала Послу Бельгии в РФ господину Бертрану де Кромбрюгге.

Господин посол, Бельгию часто называют перекрестком Европы. Что это, по вашему мнению, - красивая метафора, указывающая на географическое положение страны, или отражение той особой роли, которую Бельгия играет сегодня в экономике и политике единой Европы?

Бельгия действительно пользуется своим исключительно выгодным географическим положением: благодаря соседству с Северным морем, одним из самых судоходных в мире, и благодаря отсутствию резко выраженного рельефа. Бельгия находится в центре "срединно-европейского экономического и урбанистического хребта", соединяющего Лондон с Миланом через Эльзас, Рур и Швейцарию. Эта урбанистическая зона, или, если можно так выразиться, этот гигантский "мегаполис", составляет основную ось сообщения и обмена в Европе. Несмотря на малую протяженность своей береговой линии (всего 67 километров), Бельгия является настоящим перевалочным пунктом в западноевропейской транспортной системе и принимает весьма активное участие в экономической деятельности всей Европы.

Бельгия играет важную роль торгового перекрестка, для чего она создала одну из самых плотных транспортных сетей в мире. В ее распоряжении находятся 5 морских портов (Антверпен, Гент, Зеебрюгге, Льеж, Брюссель), из которых Антверпен причисляется к самым крупным портам мира (он занимает 4-е место в области контейнерных перевозок в мире и 2-е место в Европе). Страна стоит на пересечении важнейших авто- и железнодорожных магистралей, ведущих с севера на юг, с востока на запад и с северо-запада на юго-восток Европейского союза. Это делает ее положение уникальным. Европейский рынок на 60% сконцентрирован в радиусе 600 км, включая такие города, как Париж, Лондон и Амстердам. Моя страна - Бельгия - и в самом деле является воротами европейского рынка.

Статус "перекрестка Европы" накладывает особые требования на транспортную инфраструктуру страны. Известно, что Бельгия была первой страной европейского континента, построившей в 1835 г. железную дорогу. Эти традиции "пионеров" живы сегодня?

Новаторская традиция продолжается сегодня строительством сети железных дорог для сверхскоростных поездов в Западной и Восточной Европе. Находясь в Брюсселе, в сердце этой сети, можно добраться до Парижа за 1 ч 25 м и до Лондона за 1 ч 50 м. До Амстердама, Франкфурта и Кельна тоже рукой подать.

Бельгия продолжает свои усилия для развития все более быстрого и комфортабельного передвижения. Недавно был реконструирован и расширен Брюссельский аэропорт. Это пятый по величине европейский грузовой аэропорт. В 2007 году он обслужил почти 18 миллионов пассажиров. В аэропорту города Шарлеруа недавно открыли здание нового аэровокзала, и перед ним открываются радужные перспективы в области пассажирского и грузового транспорта.

С политической точки зрения Бельгия обязана своему центральному положению присутствием на своей территории штаб-квартир Совета Европы, Европейской комиссии и Европейского парламента, НАТО и других международных организаций.

Среднее значение экспорта и импорта товаров, выраженное в процентах от ВВП, достигает в Бельгии почти 83%. Из 27 стран-членов Европейского союза Бельгия по этим цифрам находится далеко впереди остальных. Что позволяет Бельгии быть столь сильно вовлеченной в европейскую экономику?

В первую очередь абсолютная открытость бельгийской экономики. Будучи маленькой страной площадью 30 500 кв. км с населением около 11 миллионов жителей, не имея собственных сырьевых ресурсов, моя страна самым естественным образом влилась в потоки свободного обмена. Еще в Средние века на территории современной Бельгии производились товары, ценившиеся во всем известном тогда мире. Сначала Брюгге, а потом Антверпен привлекали торговцев со всего мира для обмена своих товаров. Именно в городе Брюгге была создана первая в мире "биржа". А в XVI в. новые финансовые приемы были разработаны в Антверпене, где выдавались ссуды великим мира сего. В конце XIX - начале XX вв. бельгийские промышленники играли значительную роль в мировой экономике, повсюду продавая современные машины, строя железные дороги и крупные объекты инфраструктуры. Так было и в России, где активное присутствие бельгийцев было заметно как в плане их количества, так и в плане разнообразия и продолжительности их деятельности. Знаете ли вы, что более 20% иностранных капиталовложений в России того времени были из Бельгии? Инвестиции касались всех секторов местной экономики: торговый и военный флот, железнодорожные и трамвайные пути, электрификация, вооружение, добыча золота и угля - вот всего лишь несколько примеров.

Исторически сложившийся открытый характер бельгийской экономики только усилился в течение последних десятилетий. Вследствие значительного удельного веса внешней торговли в ВВП и притока иностранных инвестиций нашу страну снова можно назвать идеальным примером открытой экономики.

"Идеальность" открытой экономики подразумевает и привлекательную для инвестиций налоговую политику?

Бельгийские власти поддерживают выгодный для инвестиций налоговый режим. Недавняя реформа корпоративного налогообложения является важной новой мерой. Снижение установленной ставки налога с предприятий и налоговый вычет с доходов предприятий виртуальных процентных выплат по кредитам стали сильными шагами. Последняя мера позволяет всем компаниям, подпадающим под бельгийское налогообложение организаций, вычесть из своих налогооблагаемых доходов сумму, равную процентам по кредитам, которые они бы заплатили в случае долгосрочного кредитования.

В Бельгии также действует система "рюлинга" Любая бельгийская или иностранная компания еще до вложения средств в реализацию инвестиционного проекта может получить от налоговых органов юридически обязывающее решение по размеру будущего налогообложения, что сильно облегчает инвестиционное планирование.

Другие финансовые меры включают схемы налогообложения для экспатриантов и налоговые льготы для научно-исследовательской деятельности.

На региональном уровне местные налоговые органы также предоставляют ряд льгот, объем которых зависит от различных факторов, например, от количества созданных рабочих мест, местонахождения и др.

Для успеха проекта мало финансового капитала инвестора - страна должна обладать и значительным "человеческим капиталом". Есть ли в Бельгии квалифицированная, многоязычная рабочая сила?

Бельгия наверняка очарует вас своими людьми, говорящими на нескольких языках, и многокультурной средой. Мои соотечественники славятся высокой производительностью труда, гибкостью. Они часто очень способные, говорят на нескольких языках и привыкли работать в международном окружении. Университеты и другие научные институты связаны с предпринимательским сектором.

Благодаря богатству бельгийской культуры и разнообразию бельгийской кухни наши иностранные гости чувствуют себя как дома. Архитектура (например, таких городов, как Антверпен, Брюссель, Гент, Брюгге, Намюр и Льеж), живопись (Рубенс, Ван Эйк, Магритт, Энсор...), мода (Дельво, Биккембергс, Натан, Анн Демёлеместер и др.), театральное, балетное и кулинарное искусство являются лишь некоторыми аспектами, которые создают неповторимую атмосферу. В Бельгии русский гость не бывает далеко от дома благодаря скоростному Интернету и близости столиц: между Брюсселем и Москвой лишь 3 часа полета.

В целом экономический климат страны можно охарактеризовать как "чрезвычайно здоровый". Он соответствует демократической среде с экономической и социальной стабильностью, хорошо развитой финансовой инфраструктурой, высококвалифицированными работниками.

Досье

Бертран де Кромбрюгге родился 3 октября 1955 года. Получил высшее юридическое образование в Католическом университете Левена и окончил университет Намюра, Бельгия. Получил степень магистра гуманитарных наук в области международных отношений в университете Джона Хопкинса. В 1982-1986 гг. - адвокат в Брюссельской коллегии адвокатов. С 1986 года - на дипломатической службе. Занимал различные посты в посольствах Бельгии в Тунисе, в Вашингтоне, в постоянном представительстве Бельгии при ЕС, в министерстве иностранных дел Бельгии. В 2001 - 2003 гг. - советник в кабинете заместителя премьер-министра и министра иностранных дел Луи Мишеля, ответственный за вопросы общеевропейской внешней политики и безопасности. В 2003-2008 гг. - постоянный представитель Бельгии при ОБСЕ (Вена). С 2008 года - Посол Бельгии в Российской Федерации и в Республике Беларусь.

Женат на Терезе Херман, имеет троих детей. Владеет французским, нидерландским, английским, немецким и русским языками.

Открытая экономика – экономика интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в МРТ, в которой не существуют ограничения на перемещение товаров и услуг или эти ограничения минимальны.

Факторы, которые повлияли на открытие экономики:

· государство взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров, капиталов и услуг, содействовало кооперации с ТНК и создало стабильную правовую основу как гарантию инвестиций;

· укрепление ТНК, что позволило обходить барьеры национальных границ и укреплять международный обмен;

· прогресс транспортных и информационных технологий;

· увеличение мобильности населения.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, доступность внутреннего рынка (т.е. эта страна сама участвует активно в МРТ и даёт участвовать другим странам в своей экономике). Антиподом открытой экономики является автаркия, которая предполагает опору на собственные силы и изоляцию от внешнего мира.

Преимущества:

1) происходит углубление специализаций и коопераций производства;

2) происходит распространение мирового опыта;

3) происходит рациональное распространение ресурсов в зависимости от их эффективности;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, т.е. обостряется конкуренция между импортными и отечественными товарами, и между отечественными товарами.

Недостатки:

1) увеличивается угроза экономической безопасности;

2) опасность массового разорения собственных производителей, чья продукция не конкурентоспособна;

3) интенсивное использование природных ресурсов.

Показатели открытости экономики:

a) экспортная квота – доля экспорта в ВВП

Эк=ЭК/ВВП

если более 10%, то страна активно участвует в мирохозяйственных связях

если свыше 35%, то считается, что страна с открытой экономикой

b) импортная квота показывает как импортные товары участвуют в воспроизводственном процессе страны

Ик=ИМ/ВВП

c) внешнеторговая квота

ВТк=(ИМ+ЭК)/ВВП

d) коэффициенты эластичности экспорта и импорта показывают на сколько возрастает экспорт или импорт при возрастании ВВП на 1%, рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта/импорта за определённый период времени к процентному изменению ВВП за данный период.

если коэффициент больше 1 – речь идёт об увеличении открытости.

Различают:

Малую открытую экономику - экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.

Классификация стран по степени открытости мировому рынкуСтепень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировой банк выделяет 5 групп стран, располагая соответствующей информацией лишь по 163 государствам. Условно выделяются:


  1. страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Перу, Суринам. Африка – Судан, Уганда, Руанда. Азия – Бирма, Япония, Гаити;

  2. страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Коста-Рика, Гондурас – Центральная Америка. Гайана – Южная Америка. Африка – Мавритания, Тунис, Сенегал, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Ботсвана, Кения. Азия – Саудовская Аравия, Иордания, Израиль, ОАЭ, Бутан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Монголия. Европа – Норвегия, Бельгия Нидерланды, Швейцария, Австрия, Чехия, Словения, Болгария. Страны бывшего СССР – Прибалтийские республики, Беларусь, Закавказские республики.

  3. 10-19% (27стран); США, Мексика, Колумбия, Боливия, Австралия Индия, Пакистан, Испания, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали,

  4. 20-24% (24 страны ). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция, Сирия, Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Африканские страны- ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Мали, Алжир, Египет, Мадагаскар;

  5. 25-34% (32 страны). В том числе Россия, Среднеазиатские республики бывшего СССР, Молдавия, Румыния, Венгрия, Великобритания, Португалия, Китай, Иран, Канада, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), Венесуэла, Чили, Парагвай, Эквадор, Африка - Заир, Танзания и др.
Классификация Международного валютного фонда отражает относительную роль стран-участников МВФ в международной экономике посредством определения их места в мировом хозяйственном комплексе.

Место или роль отдельных стран в международной экономике определяется на основе нескольких ключевых показателей их экономического развития, объединенных некоторой взаимозависимостью. МВФ объединяет эти несколько показателей в Квоту стран-участниц, которая пересматривается 1 раз в 5 лет. Это такие показатели: объем производства, объем ВВП, размер официальных резервов страны, а также текущих платежей и поступлений. Затем делается поправка на экспертную оценку относительного политического влияния каждой из стран на мировую экономику.

В результате расчета в 1997 году в первой десятке места стран распределились следующим образом (удельный вес в %):


  1. США -18,8%, Италия - 3,1%

  2. Германия и Япония - по 5,6%, Канада и Россия - 2,9%,

  3. Франция и Великобритания - по 5%, Китай - 2,3%

  4. Саудовская Аравия - 3,5%, Остальные страны - 45,4%
Статистические вычисления для определения относительного места каждой из стран основываются только на экономических данных о размерах их ВНП, официальных резервов, текущих платежах и поступлениях и не учитывают размеры территории, демографические и социальные показатели. Расчетные удельные веса являются статистической основой последующего политического согласования относительных долей каждой из стран. Что позволяет учесть их экономическую и также политическую роль в международной экономике.

Критерии распределения стран по соответствующим им группам довольно многогранны.

Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития , выражающего не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития тем не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран мирового хозяйства до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние тридцать лет – преимущественно к интенсивному типу развития.