Словарь Ушакова

Поступок

посту пок , поступка, муж. Действие, совершенное кем-нибудь. Благородный поступок. «Поступком оскорбясь таким, все дружбу прекратили с ним.» Пушкин . «Человек... Должен отдавать себе отчет во всех своих поступках.» А.Тургенев . «Я решительно не мог объяснить себе жестокости своего поступка.» Л.Толстой .

Проективный философский словарь

Поступок

единство мотивации, действия (или воздержания от него), его результата и их оценки. П. – специфически русское понятие. Западноевропейские act, action, die Wirkung и т.п. означают лишь непосредственно практическое (физическое) действие, а его возможные целевые мотивации, причины и тем более – оценки рассматриваются отдельно. П. же – комплексное, интегральное выражение человеческого бытия. Для российского духовного опыта характерно именно поступочное представление бытия, с позиции которого понять явление, значит, представить его как вменяемое действие – разумное и ответственное, имеющее замысел и назначение. П. – вменяемое (имеющее рациональную мотивацию и ответственное), а значит – свободное действие. С естественнонаучной точки зрения п. нет: всеобщая детерминация снимает проблему свободы и ответственности. Поэтому п. – центральная идея персонологии и философии нравственности, находящих в п. свое интегральное выражение. Отрицание п. ведет к отрицанию самоопределения личности и нравственности. С точки зрения нравственного максимализма жизнь – как в целом, так и в каждом ее проявлении есть п. Проблема п. – свободного и ответственного действия определяет исключительное напряжение нравственного и религиозного поиска в российском духовном опыте. П. предстает как детерминированное, но свободное (ответственное) проявление человеческого бытия. Согласно М.М.Бахтину, п. – проявление «участного мышления», изначального человеческого «не-алиби-в-бытии». Квалификация п., его границы совпадают с границами ответственности, а значит – свободы. Поэтому философия п., развитая М.М.Бахтиным как метафизика ответственности, пор сути совпадает с бердяевской метафизикой свободы и этикой спасения С.Франка . П. – не только специфически российская философема, но и пока еще недостаточно осознанная исключительно целостное выражение инорациональности, плодотворная альтернатива рационалистической философии нравственности и этике долга.

1. Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология техники. Ежегодник. 1984-1985. М., 1986.

2. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М., 1989.

3. Франк С.Л. Реальность и человек. Метафизика человеческого бытия. Париж, 1956.

Тульчинский Г.Л. Разум, воля, успех. О философии поступка. Л., 1990.

Педагогический терминологический словарь

Поступок

сознательное действие, в котором человек утверждает себя как личность, акт нрравственного его самоопределения.

(Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. - М., 2005. С. 116)

Тезаурус русской деловой лексики

Поступок

Syn: акт, действие, деяние, шаг, предприятие, акция, шаг, подвиг

Иной раз приходится слышать такую фразу: «Да, это уже поступок!» Обычно она произносится с уважением. Но можно услышать и такое: «Что от него ждать? Он не способен на поступки!» Тут уж наверняка в голосе говорящего прозвучит насмешка, даже презрение в какой-то мере. Так что такое «поступки»? Давайте разберёмся с этим вопросом.

Неосознанные действия

Чтобы ответить на вопрос, что такое поступки, следует сравнить существо мыслящее и животное, которым управляет инстинкт.

Каждое живое существо что-то делает в течение жизни. Оно передвигается, ест, дышит, спит, справляет нужду, производит потомство. Животных на это толкает инстинкт. То же самое происходит и с очень маленькими детьми - за исключением воспроизводства себе подобных, действия ребёнка и животного идентичны. Эти действия редко подпадают под категорию поступков. Ведь они связаны с жизненной необходимостью.

Классификация одного и того же действия в различных ситуациях

А поскольку мы задались целью найти ответ на вопрос, что такое поступки, то следует поставить чёткую грань между осознанными действиями и теми, которые выполняются по привычке или инстинктивно. Хотя эта грань иногда может смещаться в ту или иную сторону.

Например, традиционный приём пищи в обычных, привычных условиях, отход ко сну, вечерняя прогулка - это вовсе не совершенный поступок. Ведь все эти действия производятся зачастую неосознанно, перед индивидуумом не стоит необходимость выбора, преодоления, внутренней или физической борьбы.

А вот если человек лишён возможности нормально питаться в связи с физическим состоянием, например, с болезнью, а поесть для поддержания жизни просто необходимо и он прилагает усилие для этого - это уже поступок.

Иногда человек, борющийся изо всех сил за своё выживание, называется героем, хотя этот инстинкт заложен в каждое живое существо на нашей планете изначально. Но то, с какой настойчивостью и силой духа личность борется с трудностями, со своими слабостями, болью, болезнью, вызывает уважение. Пример тому - Мересьев из «Повести о настоящем человеке».

Мотивация и цель определяют качество поступка

В поисках ответа на вопрос, необходимо понять причины, по которым человек действует так или иначе, мотивы и цели, которые он преследует. А если мотивация отсутствует, если действие совершается необдуманно, значит ли это, что такое действие нельзя назвать поступком? Хотя многие психологи утверждают, что это именно так, здесь тоже существуют различные нюансы.

Вот рассказ Виктора Голявкина «В шкафу» раскрывает перед читателем историю про мальчика, который просто хотел посмешить ребят в классе и для этого залез в шкаф, где его и закрыли. В результате трём взрослым людям пришлось отложить свои дела, чтобы решать возникшие в связи с этим проблемы: пришлось сначала искать ключ, а потом и вовсе ломать дверь шкафа.

Он поступил необдуманно, поддавшись желанию похулиганить. Суть поступка мальчика в том, что он не хороший, добрый, полезный для него самого и общества, а глупый, необдуманный, доставивший неприятности и самому герою, и окружающим.

Делай добро и… кидай его в море!

Различают хорошие поступки и плохие. Обычно хорошими называют те, от которых окружающим становится лучше. Мы часто видим в обыденной жизни примеры поступков, относящихся к этой категории.

Мальчик уступил место в автобусе пожилой женщине, человек вернул продавцу лишние деньги, ошибочно сданные с крупной купюры, бабушка вынесла бездомным кошкам корм на улицу - список можно продолжать до бесконечности! Даже обычная дежурная фраза, адресованная соседке-старушке: «Как ваше здоровье?» - может с полным правом войти в список «Хорошие поступки». Ведь важно не то, сколько ресурсов, сил и времени затратил человек на доброе действие, а то, какую цель он преследовал и каков результат от содеянного.

Недобрые поступки

Только ли добрые действия можно называть поступками? Конечно, нет! Существуют и такие действия, которые идут вразрез с общепринятой моралью, которые противоречат понятию о нравственности. Ведь они совершаются осознанно.

То есть нельзя назвать плохим поступком то, что кто-то кого-то нечаянно толкнул в автобусе или наступил на ногу. Это, скорее, несчастный случай. Даже если такое действие будет иметь довольно ощутимые последствия.

А вот украденная в магазине жвачка, несмотря на её мизерную стоимость, - уже поступок. Нехороший причём. И через него можно судить о внутреннем мире, нравственности, воспитании совершившего его.

Просто поступок

В литературе и обыденной речи слово «поступок» частенько употребляется без прилагательного, характеризующего его. Просто говорят: «Да, это уже - поступок!» К какой же категории отнести такое действие? Как догадаться, о хорошем и добром поступке идёт речь или о гадком и безобразном?

Если уточнения около слова «поступок» не наблюдается, то следует догадаться, что говорят о каком-то значимом действии. Причём чаще всего так выражают своё восхищение совершённым кем-то действием.

«Мальчик с трудом поднялся с асфальта. Потом поднял свой велосипед. И, хотя губы предательски кривились, он упорно удерживал слёзы. И это был поступок. Достойный того, чтобы мальчишку назвали «мужиком». Настоящим!»

Для парнишки такой поступок - самый настоящий подвиг. Потому что ему удалось победить себя, свои слабости. Хотя он и не сделал ничего хорошего для окружающих. Поэтому и не стоит уточнять, добрый это поступок или злой. Просто - поступок и всё. Значимое действие, осознанное, требующее напряжениям душевных и физических сил.

Понятие поступок — это способ личностного существования в мире. Все, что существует в человеке и в очеловеченном мире, является поступков и его результатом. В этой узловой ячейке бытия существует активное творческое взаимодействие человека и мира. Поступок формирует и проявляет существенные силы личности, как и самого «большого мира». Как единственно возможный ключ, он открывает тайну мира в форме практического, технического, научного, художественного, социально-политического и т.д. освоения. Вот почему поступок обычно рассматривают как общий принцип философии, с помощью которого можно истолковывать человеческую природу, природу мира в практическом и познавательном смысле.

Коммуникация поступка подразумевает выделение человеческой личностности из мира. Причем личность включает в себя не только узкую субъективность, например какую-нибудь партикулярную страсть, но и все свои знания и представления о мире. Все богатство мира, прошедшего через восприятие, мышление, сознание человека, составляет личностный мир. Его нельзя сводить к понятию биологического существа, имеющего определенный набор влечений. Личностный мир не ограничен физической, телесной организацией. В личность входят ее отношение к предметам, явлениям и событиям, связи с миром, живым и неживым, — опосредованно через общественную жизнь. Личностный мир — это мир освоенный. То, что за открытым личностным миром существует сам по себе, который включает в себя первый, показывает необходимость экзистенциальной и познавательной коммуникации этих двух миров — по старой философской терминологии микрокосмоса и макрокосмоса. Речь идет не только о том, что личностный мир составляет лишь часть мира большого, но главным образом о том, что эта часть стремится расширить свою сущность путем освоения этого большого мира. Недостаточность личностного мира и его антагонизма к объективному выражается в пристрастии, влечении, творческом беспокойстве. Деятельная связь этих миров — это творчество одного и другого, которые можно представить в виде шара как символа структурной и содержательной бесконечности объективного мира, а личностный — в виде «экранного» сечения этого шара. Такое сечение не статичное, а вращается на оси шара, открывая (или «вырывая») ее содержание и одновременно творя его. Структурная сеть «экрана» включает в себя и структуру мира, и природу человека. Двойная структура «экрана» является противоречием, которое приводит его в круговое вращение вокруг оси шара. Проходя через шар, «экран» все время меняется, открывая все новые и новые содержание мира. Противоречие, выражающее отношение личностного и всеобщего мира, — глобальное и выразительное. В нем состоят основные проблемы философии, а также психологии: отношение материи и сознания, бесконечного и конечного, абстрактного и конкретного, тела и души, сущности и явления, формы и необходимости, свободы и содержания и т.д.. Это противоречие в основе своего поступка.

Понятие поступок — способ движения «экрана», бесконечного поворота его плоскости, опосредование личности и материального мира. Нет отдельных трех сущностей, взаимодействующих внешним образом, механически между собой: личности, поступка и большого мира. Поступок — результат взаимного перехода личности и микрокосмоса, и этот переход проявляет себя как творческий акт. Вот почему поступок всеобщее, синтетическое творческое действие в отношении его специальных видов. Получая в освоенном свободу, личность сразу же обнаруживает свою несвободу, потому что за горизонтом постоянно остается неизвестная, тревожная и приманивающая к себе «страна». В поступке, в выборе из альтернатив личность формирует установку в отношении неосвоенного «внешнего» мира, словно отождествляется с ним. Ошибка философии, указывает на потусторонность «внешнего» мира, которая заключается в отрыве его от личностного плана бытия. В результате мир, как он существует сам по себе, оказывается пустой абстракцией, а личностный — мертвым, застывшим явлением. В действительности — это две стороны поступков.

Экзистенциалистские идеи «страха» в действительности являются феноменологическими моментами, в которых фиксируется противопоставление личности и материального мира. Понимание поступков акта как поиска и нахождения опоры в материально-предметном мире (строение пирамид, оживление неживой природы, прогрессирующие формы социальной коммуникации и т.д.) связывается с идеей страха на основе творческого отношения к миру. Как выражение противоречия между внутренним миром личности и материальным миром, поступок оказывает незавершенность, стремление к совершенствованию, преодоления несоответствия идеала и реальности в познавательной, эстетической и нравственной деятельности с целью нахождения опоры в материальном мире. В этом причина существования «белых пятен» в нашем познании, которые следует заполнить. Эти «пятна» не есть нечто вроде островков непознанного. Это противоречие того, что уже есть познанным, и того, что находится в акте познания.

Активность человека может принимать разные формы. Для описания происходящего используются конкретные понятия, которые не следует путать. К примеру, важно понимать, чем отличается поступок от действия, что подразумевается под этими словами.

Определение

Под действием понимается составляющая единица деятельности, завершенный акт, которому присущи целевая направленность и произвольность. Действие не является одним и тем же с обычным поведенческим актом, диктуемым импульсом или привычкой и всецело зависящим от текущей ситуации.

Поступок определяется как конкретное действие, сознательное, требующее от человека нравственного самоопределения. Совершая поступки, человек реализует себя как личность перед самим собой, окружением, природой. Рассмотрим подробней отличие поступка от действия.

Сравнение

Как видно из определений, действие является более широким понятием. То есть любой поступок можно назвать действием. Но поступком именуется лишь действие, продиктованное сознательным выбором, где обязательно присутствует волевой фактор.

Поступок подразумевает выбор человеком добра или зла. Тем, какие поступки совершаются, положительные или отрицательные, характеризуется нравственность личности. Решаясь на поступок, человек самостоятельно выбирает цели и способы поведения. При этом нередко наблюдается противоречие с общепринятыми правилами.

Действие является одной из составляющих поступка. Помимо него в поступке присутствуют компоненты, связанные с моральным сознанием. Сначала возникают побуждение и мотивировка. Формируется четкая цель. Человек выбирает средства, прямые или косвенные, практические или словесные и т. д. Морально решается на действие. Затем следует непосредственно действие. Становится очевидным результат, при этом точно сказать заранее, каким он будет, нельзя, могут существовать лишь предположения. Завершающими элементами являются самооценка поступка и его оценка окружающими – что было совершено, с какой целью, произошло случайно или намеренно и т. д. Адекватным мнение других людей о поступке становится только с учетом его мотивов.

Зачастую выполнение морального долга требует от человека незамедлительных действий. При этом совершающий поступок может не отдавать себе отчет, что заставляет его делать определенные вещи. Это вовсе не означает, что поведение является бессознательным. Скорее это свидетельствует о том, что подобное поведение стоит считать привычным, само собой разумеющимся и процессы морального сознания происходят на автоматическом уровне.

Это основные моменты, объясняющие, в чем разница между поступком и действием.