May 7th, 2015 , 08:12 am

Сегодня православная Церковь чтит память:

Мч. Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов (272).
Прп. Саввы Печерского, в Ближних пещерах (XIII); прп. Алексия, затворника Печерского, в Ближних пещерах (XIII); мчч. Пасикрата и Валентина (228); мчч. Евсевия, Неона, Леонтия, Лонгина и иных (303); прп. Фомы юродивого, Сирийского (546–560); прп. Елисаветы Константинопольской, чудотворицы, игумении (V);

сщмч. Бранко Добросавлевича, пресвитера (1941) (Серб.).
Мч. Сергия Архангельского (1938).

Икона Божией Матери: Молченская (1405).

Святые дня, молите Бога о нас!

Мученик Савва Стратилат, Римский

(мученик Савва Стратилат Римский, Сербия, Дечани, церковь Христа Пантократора)

Мученик Савва происходил из готфского племени. Своей храбростью он достиг высокого чина воеводы-стратилата и служил при императоре Аврелиане (270 - 275).

С юности Савва был христианином и усердно следовал заповедям Христа, помогал неимущим, посещал в темницах заключенных христиан. За чистую и добродетельную жизнь святой получил от Господа дар чудотворения и Именем Христа исцелял больных, изгонял бесов.

Когда император узнал, что святой Савва христианин, он потребовал от него отречения. Мученик сбросил воинский пояс и подтвердил, что не оставит свою веру. Его били, опаляли свечами, бросили в котел со смолой, но мученик оставался невредимым. Видя его мучения, уверовали во Христа 70 воинов, которых тут же усекли мечом. Святого Савву бросили в темницу. В полночь во время молитвы мученику явился Христос и осиял его светом Своей Славы. Спаситель повелел ему не бояться, но дерзать. Укрепленный, мученик Савва перенес наутро новые мучения и был утоплен в реке († 272).

Тропарь мученика Саввы
глас 5
Земнаго сана пояс оставив и почести, страдальче,/ пред мучителем, льстивым царем/ Христа, Бога суща, исповедал еси/ и Того ради многа страдания подъял еси, славне./ Тем прекрасным победы венцем увязлся еси/ от Царя всех царствующаго,/ с Небесными вои светло преукрашен./ Предстоя Тому, Савво,// моли, да спасет души наша.

Кондак мученика Саввы
глас 4
Непобедимый явлься стратилат,/ варварския козни победил еси/ и, страдальчествовав, славне, твердейши,/ множество врагов невидимых поборил еси,/ темже венец исплел еси победы./ О нас моли Христа, Савво всеблаженне,/ верою почитающих тя.

Преподобные Савва и Алексий Печерские

Подвизался в Ближних пещерах в Киево-Печерском монастыре не позднее середины XIII века. В рукописных святцах, в «Книге о святых » и в каноне службы преподобным отцам Киево-Печерским он называется чудотворцем. Память преподобного Саввы совершается также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. 24 апреля память преподобного празднуется ради тезоименитства со святым мучеником Саввой Стратилатом.

Преподобный Алексий, затворник Печерский , подвизался в Ближних пещерах Киево-Печерского монастыря в XIII веке. Мощи святого были обретены после 1675 года. Память преподобного Алексия празднуется также в день памяти преподобных отцов Ближних пещер, 28 сентября, и в день памяти всех Киево-Печерских чудотворцев, в Неделю 2-ю Великого поста. Святые мощи преподобного Алексия почивают рядом с мощами преподобного Саввы Печерского.

Тропарь Савве и Алексию затворнику, Печерским, в Ближних пещерах
глас 3
Преблаже́ннии и Богоно́снии отцы́ на́ши Са́вво и Алекси́е,/ я́ко стяжа́вшии дерзнове́ние ко Го́споду/ равноа́нгельным свои́м житие́м,/ его́же ра́ди обогати́ Христо́с/ нетле́нием и чудесы́ мо́щи ва́ша,/ мо́лим вас приле́жно:/ испроси́те душа́м на́шим очище́ние/ и ве́лию и бога́тую ми́лость.

Кондак преподобным Савве и Алексию затворнику, Печерским
глас 4
Бога́тство благода́ти и сыноположе́ния стяжа́сте/ мно́гими по́двиги и доброде́тельми,/ и́хже ра́ди Христо́с всели́ ду́ши ва́ша/ в Небе́сныя селе́ния Своя́,/ дарова́в благода́ть нетле́ния/ и чуде́с моще́м ва́шим,/ сего́ ра́ди вопие́м вам:/ ра́дуйтеся, Са́вво и Алекси́е,/ ли́ков и́ноческих похвало́ и украше́ние

Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.
Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Тропарь
глас 8
Добродетельми украсившеся, всехвальная, и богобоязнством предивная всех явися, нищим сокровище, богатство на Небесех восприимше, чтущих поминай нас, праведным слава.

Кондак
глас 6
Истинне изрядне слово жизни стяжете, церковь свою, праведныя не усомнився высоты, богонаказатели, Богу угодивши, тем паче естества поитеся; сего ради зовем ти: радуйся, Елисавето премудрая.

Родился 4 января 1886г. в Скадре под Войничем. В 1908г закончил семинарию в Сремских Карловцах. Рукоположен в диаконы 15-го, а в священники - 22 марта 1909г. Служил в приходах в Бувачи, Радовици и Вельюну. Награждён Орденом Св. Саввы и Орденом Югославской короны V степени.

6 мая 1941г., в день своих именин - св. вмч. Георгия, о. Бранко был схвачен хорватскими усташами во главе с вельюнским учителем Иваном Шайфором. Вместе с протоиереем были схвачены его сын Небойша, студент медицины, священник Димитрий Скорупан, настоятель прихода из Цвиянович Брда, и ещё около 500 сербов. Все они были заперты в жандармском отделении Вельюна, где их жестоко мучили, особенно сына о. Бранко - Небойшу. Усташи требовали от протоиерея Добросавлевича, чтобы он совершил отпевание своего живого сына.

Утром 7 мая 1941г. все они были отведены в лес Кестеновац под Хорватским Благаем, где и были убиты. После освобождения, в 1946г. их останки были перенесены в Вельюн, где и были похоронены в братской могиле.

Мученик Сергий Архангельский, псаломщик

Память 24 апреля, в Соборах новомучеников и исповедников Церкви Русской и Московских святых.

Родился 4 сентября 1898 года в селении Погост Десятая Пятница Богородского уезда Московской губернии в семье священника Василия Архангельского.
В 1910 году окончил сельскую школу, а в 1915 году Перервинское духовное училище. В 1916 году он поступил в Московскую духовную семинарию, но окончить ее уже не успел, после революции все духовные учебные заведения были большевиками закрыты.

В 1919 году был призван в Красную армию и исполнял обязанности экспедитора.
С 1937 года в течение двух месяцев до дня ареста он служил псаломщиком в храме Рождества Богородицы в селе Саурово-Уползы Павлово-Посадского района.

- Вы лишались права голоса? - спросил его следователь.
- Да, лишался. С 1922 года по день опубликования конституции.
- Кто еще лишался избирательных прав из ваших родственников?
- Отец, Василий Дмитриевич Архангельский, как священник, Двоюродная сестра Мария Аркадьевна Зачатейская, живущая в селе Купелицы Верейского района Московской области, как жена священника.
- Дайте показания, кто из ваших родственников был репрессирован органами НКВД.
- Муж двоюродной сестры Илья Александрович Зачатейский.
- Следствие располагает материалом о том, что вы систематически ведете антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий. Следствие требует от вас правдивых показаний. В чем выражалась ваша антисоветекая деятельность?
- Никакой антисоветской агитацией я не занимался и по этому вопросу показать ничего не могу.
- Следствию известно, что вы вели агитацию за крах советской власти, говорили, что скоро придут Деникин, Колчак, сметут советскую власть, и мы тогда повесим всех коммунистов. Признаете себя виновным в этом?
- В агитации за крах советской власти и повешение коммунистов виновным себя не признаю. Этого я ни с кем никогда не говорил.
- Следствию известно, что вы говорили, что советская власть задушила налогами: вы не имеете ни скота, ни земли - а налоги давай плати. Признаете себя в этом виновным?
- Между мной, Никольским, Соколовым и Померанцевым действительно был разговор о том, что я не имею скота, дома и ничего, а меня почему-то обязали мясопоставкой. Также среди нас был разговор, что сейчас арестовывают священнослужителей. Другого мы ничего не говорили.
- Вы продолжаете отрицать, не хотите давать показания, хотите скрыть от следствия свою контрреволюционную деятельность. Еще раз требуем от вас откровенных показаний.
- Никакой контрреволюционной деятельностью я не занимался и остаюсь при ранее данных мной показаниях.
- Что вы говорили и относительно ареста священнослужителей?
- Относительно ареста священнослужителей у нас был разговор со священником Соколовым и диаконом Никольским о том, что к нам приходят часто из других приходов люди, чтобы окрестить ребенка, которые говорят, что у них арестовали священника, но за что арестовали и своих мнений по этому вопросу никто не высказывал.

На этом допросы были закончены, а 29 ноября и все следствие было завершено.
3 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила псаломщика к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.

Скончался в заключении 7 мая 1938 года и был погребен в безвестной могиле.
Причислен к лику святых новомучеников Российских постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви 7 мая 2003 года для общецерковного почитания.

Мученики Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных

Евсевий, Неон, Леонтий, Лонгин и 40 иных присутствовали при страданиях великомученика Георгия (+ 303) и уверовали во Христа. Их заключили в темницу. После казни великомученика Георгия император Диоклетиан (284-305) издал указ, чтобы все узники принесли жертвы идолам. Мученики отказались. Их били железными прутьями, пока не обнажились внутренности, а затем отсекли мечом головы.

Преподобный Фома Сирийский, Христа ради юродивый

Фома был иноком одного из монастырей в Кесарии Каппадокийской (Малая Азия). Он нес послушание по сбору милостыни на нужды монастыря. Когда преподобный Фома приходил в город Антиохию Сирийскую, то принимал на себя юродство.

Эконом одной из церквей Анастасий, которому надоели просьбы преподобного Фомы, ударил его по щеке. Присутствовавшие упрекали Анастасия за грубое обращение с юродивым, но преподобный Фома успокоил их, говоря: "С этого времени ни я от Анастасия ничего не приму, ни Анастасий не сможет мне ничего подать ". Эти слова оказались пророческими. На другой день Анастасий скончался, а преподобный преставился по дороге в свой монастырь в церкви святой Евфимии в пригороде Дафни. Его погребли на том месте, где хоронили странников.

Через некоторое время над гробом преподобного погребли некую странницу. Через четыре часа земля извергла гроб странницы. Ее снова погребли здесь же, но утром гроб опять оказался поверх земли. Тогда ее захоронили в другом месте.
То же повторилось и при погребении другой женщины. Все тогда поняли, что преподобный Фома не желает, чтобы над ним была погребена женщина. О случившемся сообщили Антиохийскому Патриарху Домну (546-560). По его повелению мощи преподобного Фомы были перенесены в Антиохию и поставлены в гробнице, где почивали мощи многих святых мучеников. Над этими мощами, источающими многие исцеления, построили небольшую церковь.
По молитвам преподобного Фомы в Антиохии прекратилась моровая язва. С того времени жители начали ежегодно чтить память преподобного Фомы.

Мученики Пасикрат и Валентин Доростольские

Мученики Христовы Пасикрат и Валентин происходили из Родостола, Мизийского города и, будучи воинами, состояли на службе при игемоне той страны Авсолане. В стране той было много идолопоклонников, приносивших жертвы бесам, ибо правители страны угрозою мучений принуждали людей к идолослужению. Христиане той страны, боясь мучений, бежали и скрывались. Эти же два святые мужа открыто и смело заявили себя христианами и, прославляя единого истинного Бога, проклинали бездушных идолов. За сие они были схвачены идолопоклонниками и приведены в судилище, где их принуждали возжечь курение перед идолами. Здесь стоял идол Аполлона. Святой Пасикрат, подойдя к идолу, плюнул ему в лицо и сказал:

- Такова честь подобает сему богу!

Тотчас Пасикрата связали тяжелыми цепями и бросили в темницу. Воин же Христов, этими веригами, как бы золотым царским убранством украшенный, радовался, что сподобился носить эти цепи за Христа. С ним вместе был заключен в темницу и Валентин. Вскоре их опять потребовали на суд к игемону. Когда они явились в судилище, то туда пришел также и брат Пасикрита - Папиан. Он был христианин, но из боязни мучений, принес жертву идолам. Папиан начал со слезами умолять брата, чтобы он, по примеру его самого, принес воскурение истукану, дабы, сделавшись на время как бы идолопоклонником, избавиться от лютых мучений, но Пасикрат отверг просьбу брата и назвал его недостойным считаться в его роде за то, что он отступил от веры Христовой. Сам же, подойдя к жертвеннику и, положив на огонь свою руку, сказал игемону:

- Тело смертно и, как ты сам видишь, сгорает на огне, душа же, будучи бессмертна, презирает все эти видимые муки.

Святой Валентин, допрошенный тут же игемоном, изрёк то же самое и явил свою полную готовность претерпеть все муки за Христа. Их обоих присудили к усекновению мечем. Когда слуги мучителя вели их за город на смерть, то вслед за ними шла мать Пасикрата, которая увещевала его безбоязненно идти на смерть, опасаясь за него, чтобы он не устрашился, ибо был очень юн. Святым мученикам были усекнуты главы. Святому Пасикрату было двадцать два года, а Валентину - тридцать. Мать же с радостью и веселием приняла их тела, и с честью погребла их, славя Христа Бога.

Икона Богородицы Молченская



Память 24 апреля, 18 сентября.

Явилась 18 сентября 1405 года на болоте Молче недалеко от Путивля. Первоначально находилась в Молченской Софрониевой пустыни, а в 1605 году, вероятно 24 апреля, была перенесена в Путивльский Молченский монастырь.
Пожар в монастыре уничтожил оригинал иконы, но "милостью Божией сохранился первый список Молченской иконы Божией Матери, написанный в 1724 году при игумене Моисее, который прославился многими чудесами и является чудотворным ".

В 1925 году после закрытия монастыря икона исчезла. Долгие года икону пытались разыскать, но безуспешно.

Новое обретение иконы

Версия 1

В 1960-х годах настоятелем Спасо-Преображенского собора и благочинным Путивльского и Бурынского районов назначен о. Георгий Козаченко. Между делами по благочинию, его особенно занимал вопрос розыска Молченской иконы Божией Матери. Но ни духовенство, ни миряне не знали местонахождения святыни. Отец Георгий часто возносил к Божией Матери свои молитвы, чтобы Она открыла, где находится один из ее чудотворных образов. В 1969 году к нему обратилась супруга покойного старосты Секерина, с тем, чтобы о. Георгий принял завещанную ему покойным мужем икону Пресвятой Богородицы. Но это была не Молченская икона, а Владимирская икона Божией Матери, список XIX века. После тщательного осмотра внутренней части кивота оказалось, что под Владимирским образом Богоматери хранилась чудотворная древняя икона Молченская. Вначале икона хранилась как семейная святыня дома (по вполне понятным причинам - у власти стояли коммунисты).

7 мая 1995 года икона была торжественно передана Путивльскому Молченскому монастырю. При совершении крестного хода много людей получили исцеление.

Версия 2

По другой информации, архимандрит Герман, настоятель Софрониево-Молченской пустыни, в ответ на молитву получил откровение, по которому Моченская икона была найдена в селе Угодичи у неверующей татарской семьи, где икону использовали для измельчения мела. Икона была торжественно принесена в Софрониево-Молченский монастырь.

Версия 3

"Исчезнувший " список не пропадал, он хранится Богоявленском храме с. Угодичи Ростовской области. Краевед, историк и писатель «крестьянин села Угодич » Александр Яковлевич Артынов сообщает, что граф Михаил Владимирович Толстой, автор книги "Святыни и древности Ростова Великого ", в 1866 году посетил Угодичи. Рассматривая почитаемый Молченский образ, он сказал, что по древности и характеру письма угодичская икона вполне может быть той самой иконой из Путивля.

Тропарь
глас 4
Днесь светло красуется славный град Москва/ и в Путивле ликование велие,/ яко чествуют, Богомати, дивную икону Твою,// медом благодати всех напояющую.

Кондак

Притецем людие,/ к Владычице нашей Деве Богородице,/ икону бо Свою Молченскую нам даровала,/ токи исцелений источающую,/ всякую помощь в душевных и телесных недугах подающую// и к жизни вечной приводящую.

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Мати Христа Бога нашего,/ от блата Молче иконою Своeю возсиявшая/ и люди, чтущия oбраз Твой святый// от бед избавляющая.

ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ

Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО".

Елисавета Константинопольская (VI - VIII), игумения, чудотворица, преподобная.

Елисавета чудотворица была избрана на служение Богу еще до рождения. Ее матери было откровение, что отроковица будет избранным сосудом Святого Духа. С детства родители отдали девочку в монастырь.

Она выросла в посте и трудах и получила дар исцелять не только телесные недуги, но и душевные. Сестры избрали преподобную игуменией. Преподобная носила одежду из острой власяницы. Тело ее мерзло, но дух горел пламенем Божественной любви.

Воздержание святой было безмерно: многие годы она питалась лишь травами и овощами без хлеба, а вина и масла не принимала никогда. Много раз преподобная Елисавета проводила святую Четыредесятницу, ничего не вкушая. Подражая мытареву смирению, она три года не поднимала глаз на небо, но духовными очами всегда взирала к Богу.

Много чудес сотворила преподобная: лютого змея умертвила молитвой, исцелила кровоточивую женщину, которая болела много лет, отгоняла от людей нечистых духов. По смерти гроб преподобной Елисаветы также подавал исцеления от болезней. Даже самый прах, взятый от ее мощей, даровал слепым прозрение.

Использованные материалы

http://www.jmp.ru/svyat/apr24.htm

ДРЕВО - открытая православная энциклопедия: http://drevo.pravbeseda.ru

О проекте | Хронология | Календарь | Клиент

Православная энциклопедия Древо. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ЕЛИСАВЕТА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ЕЛИСАВЕТА
    (Бог есть клятва ее) - означенное имя в В.З. встречается только однажды (Исх 6:23), именно это имя жены первосвященника Аарона, …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    КОНСТАНТИН́ОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ, одна из древнейших поместных автокефальных церквей. Возникла в 4 в. По традиции, занимает "первое место по чести" …
  • ЕЛИСАВЕТА в Современном толковом словаре, БСЭ:
    Адрианопольская (3 в.), христианская мученица. Память в Православной церкви 22 октября (4 ноября). - Праведная, Палестинская (1 в.), жена …
  • в Кратком религиозном словаре:
    Входит в состав Церквей Вселенского православия. По преданию, основана ап.Андреем Первозванным, который около 60 г. рукоположил своего ученика св.Стахия первым …
  • ФОМАИДА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Фомаида Константинопольская (X), Лесвийская, преподобная. Память 3 января (Греч.). Родом с острова Лесбос …
  • ФЕОДОСИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодосия Константинопольская (+ ок. 730), дева, преподобномученица. Память 29 мая. Она родилась по …
  • СОСИПАТРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Сосипатра Константинопольская (+ 625), царевна, преподобная. Память 9 ноября. Святая Сосипатра, дочь императора …
  • МАТРОНА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Матрона Константинопольская (+ ок. 492), преподобная, подвизалась в мужском образе. Память 9 ноября. …
  • МАРИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мария Константинопольская (V в.), преподобная. Память 26 января. Супруга св. Ксенофонта (см.) Использованные …
  • МАВРА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Мавра Константинопольская (V в.), преподобная. Память 31 октября. Подвизалась в Царьграде, где …
  • КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". В этой статье неполная разметка. Константинопольская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование …
  • КАЛЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Каллия Константинопольская (+ 891), преподобная, и терпеливая вдова, неизвестная по имени. Память 12 …
  • ЕЛИСАВЕТА ФЕОДОРОВНА в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Феодоровна (1864 - 1918), Великая княгиня, преподобномученица. Память 31 января, 5 …
  • ЕЛИСАВЕТА ПРАВЕДНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Праведная (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), мать Иоанна …
  • ЕЛИСАВЕТА АНДРИАНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета Андрианопольская (III в.), мученица. Память 22 октября. Мученически пострадала в III веке …
  • ЕЛИСАВЕТА (СОБОЛЕВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Соболева) (1873 - 1959), монахиня. В миру Соболева Елизавета Александровна, родилась в …
  • ЕЛИСАВЕТА (ЕВДОКИМОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Евдокимова) (род. 1959), игумения, настоятельница Житенного Смоленского монастыря. В миру Евдокимова Валентина …
  • ЕЛИСАВЕТА (ГУДАКОВА) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Елисавета (Гудакова) (+ 2000), монахиня. В миру Гудакова Маргарита Викторовна. Приняв монашество в 1994 …
  • ЕВСТОЛИЯ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Евстолия Константинопольская (+ 610), преподобная. Память 9 ноября. Святая Евстолия, уроженка Рима, прибыв …
  • ДОМНИКА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Домника Константинопольская (+ ок. 474) , преподобная. Память 8 января. Преподобная Домника …
  • БАГРЯНА ЕЛИСАВЕТА в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Елисавета (псевдоним; настоящая фамилия Белчева) (р. 29.4.1893, София), болгарская поэтесса. Народный деятель культуры (1963). В сборниках лирических стихов "Вечная и …
  • БУХАН, ЕЛИСАВЕТА в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    (Buchan) — основательница религиозной секты; дочь трактирщика в Файтней-Кэне, в Северной Шотландии; родилась в 1738 году; 21-го года от роду …
  • ЦЕРКОВЬ в Библейской энциклопедии Никифора:
    есть установленное от Бога общество людей, соединенных Православною верою, законом Божиим, священноначалием и таинствами. Из этого понятия о Церкви нужно …
  • ЭТНОФИЛЕТИЗМ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Этнофилетизм (от греч.: έθνος + φυλή - "народ" + "род", "колено", "племя") или филетизм (от греч.: …
  • ХРИЗОСТОМ (КОНСТАНТИНИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Хризостом (Константинидис) (1921 - 2006), митрополит Эфесский (Константинопольская Православная Церковь). Родился 28 …
  • ФРАНЦИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Франция (France), официальное название …
  • ФИЛОФЕЙ (КАРАМИЦОС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Филофей (Карамицос) (род. 1924), епископ Мелойский на покое, викарий Американской архиепископии (Константинопольская Православная Церковь …
  • ФЕОФАН ЗАТВОРНИК в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феофан Затворник Вышенский (1815 - 1894), епископ, затворник, святитель. Память 10 …
  • ФЕОДОР I КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Феодор I Константинопольский (+ ок. 686 - 687), архиепископ, святитель. Память 27 декабря …
  • СТЕФАН (ХАРАЛАМПИДИС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Стефан (Харалампидис) (род. 1940), митрополит Таллинский и всея Эстонии (Константинопольская Православная …
  • СОДЕРЖАНИЕ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Открытая православная энциклопедия "Древо" - проект создания универсального православного информационного ресурса. Проект открылся в мае 2005 …
  • СОБОР БУТОВСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Собор новомучеников в Бутово пострадавших, переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе. Празднование внесено …
  • СМОЛЕНСКИЙ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Смоленский Василий Григорьевич (1876 - после 1930), протоиерей. Родился 23 февраля 1876 года …
  • РАЗДЕЛЕНИЕ ЦЕРКВЕЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Христианская Церковь, по …
  • ПРОПИСНАЯ-СТРОЧНАЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Словарь "Прописная-строчная" представляет собой краткий свод основных выражений православной церковной лексики, принятый в Издательстве Московской Патриархии. …
  • ПРОКЛ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКИЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Прокл (+ ок. 447), архиепископ Константинопольский, святитель. Память 20 ноября Святитель с юных …
  • МИРО в Православной энциклопедии Древо.
  • ЛК 1 в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Библия. Новый Завет. Евангелие от Луки. Глава 1 Главы: 1 2 3 4 …
  • ЛЕБЕДЕВ АЛЕКСЕЙ ПЕТРОВИЧ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Лебедев Алексей Петрович (…
  • КИЕВСКАЯ МИТРОПОЛИЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Внимание, эта статья еще не окончена и содержит лишь часть необходимой информации. Киевская и всея Руси …
  • ИОАНН КРЕСТИТЕЛЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Иоанн Пророк, Предтеча и Креститель Господень (I в.), мученик. После Пресвятой Богородицы - самый …
  • ЗАЧАТИЕ ИОАННА КРЕСТИТЕЛЯ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Зачатие честного, славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, праздник Православной Церкви. Празднуется 23 сентября …
  • ЗАХАРИЯ ПРАВЕДНЫЙ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Захария Праведный (+ кон. I в. до н.э. - нач. I в. н.э.), пророк, …
  • ГРУЗИНСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ЦЕРКОВЬ в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Грузинская Православная Церковь - Поместная Автокефальная Церковь. Другое официальное наименование - Грузинский Патриархат. Грузинская …
  • ВЕНИАМИН (ПСОМАС) в Православной энциклопедии Древо:
    Открытая православная энциклопедия "ДРЕВО". Вениамин (Псомас или Кириаку) (Ψωμάς, Κυριακού ) (1871 - 1946), патриарх Константинопольский. …

В изложении святителя Димитрия Ростовского

Преподобная Елисавета еще от утробы матери своей была избрана на служение Богу, ибо прежде рождения ее матери ее было возвещено от Бога, что у нее родится дочь, которая будет избранным сосудом Святого Духа. От юных лет отданная на служение Богу и уневестившись бессмертному Жениху Христу, святая Елисавета в Ангельском чине служила Богу, в числе других дев инокинь 1 , постом и трудами изнуряя свое тело, и так угодила Богу, что получила от Него дар исцелять недуги людей, не только телесные, но и душевные. Своею молитвою она исцеляла всякую телесную болезнь, своими же речами и богодохновенными наставлениями врачевала души человеческие, наставляя их к покаянию и ко всяким добродетелям. Одеждою для нее служила одна только жесткая власяница, и, хотя тело ее мёрзло от холода, дух ее всегда горел пламенем божественной любви. Будучи поставлена игумениею над сестрами, святая показала еще большие подвиги, заботясь о спасении душ их.

Воздержание ее было чрезмерное, ибо она проводила многие годы не вкушая хлеба и питаясь только одними плодами и овощами, масла же и вина она никогда не вкушала во всю свою жизнь. Весьма часто она постилась по сорока дней, подобно великому Моисею 2 , ничего в это время не вкушая 3 . В течение трех лет, она, подражая смирению Евангельского мытаря (Лк.18:13), не возводила своих телесных очей на небо, душевными же своими очами всегда взирала к Живущему на небесах Богу и, созерцая Его своею мыслию сидящим на престоле высоком и преукрашенном, окруженным серафимами, она не обращала своих мыслей к предметам земным. Когда, по обыкновению, она наедине молилась ночью, то была свыше осияваема небесным светом.

Кроме того, святая Елисавета совершала и многие чудеса: однажды она умертвила молитвою свирепого змея; в другой раз она исцелила одну женщину, долгое время страдавшую кровотечением, также изгоняла нечистых духов из людей, совершала много и других чудес. Чудеса совершались ею не только при жизни ее, но и после ее блаженной кончины. На гробнице ее подавались многоразличные исцеление болящим; так например, на гробе ее получали прозрение многие слепые. Да прославляется чрез нее Христос Бог, дивный во святых Своих!

________________________________________________________________________

1 Святая Елисавета была инокинею константинопольского монастыря, построенного в честь святых бессребреников Космы и Дамиана императором Иустином I (царствовавшим с 518 г. по 527 г.). В этом монастыре она впоследствии была игумениею (настоятельющею). Точно время ее жизни и деятельности указать нельзя, за отсутствием сведений об этом в исторических памятниках. Но на основании того обстоятелвства, что в честь ее во второй половине IX в. был написан канон святым Иооифом песнописцем (умершим в 883 г.) делают вывод, что святая Елисавета жила между VI и IX вв.

Для просмотра нажмите на любое изображение. Для перехода пользуйтесь стрелками или нажимайте на номер изображения в просмотрщике.

Житие святой преподобномученицы Елисаветы.

С вятая преподобномученица Великая Княгиня Елисавета Феодоровна – дочь Великого герцога Гессен-Дармштадтского, внучка английской королевы Виктории. В этой семье детей воспитывали по-английски строго: приучали к простой одежде и пище, к работе по дому, много времени уделялось урокам. Родители вели широкую благотворительную деятельность и постояно брали с собой детей в больницы, приюты, дома для инвалидов. Принцесса Елисавета особенно отличалась любовью к ближним, серьезным, глубоким характером.

В девятнадцать лет она стала невестой российского Великого Князя Сергея Александровича, пятого сына Императора Александра II. Венчание состоялось в церкви Зимнего дворца в Петербурге.

Великая Княгиня занималась изучением русского языка, культуры и истории России. Для принцессы, которая выходила замуж за Великого Князя, не требовалось обязательного перехода в Православие. Но Елисавета Феодоровна, оставаясь еще протестанткой, пыталась как можно больше узнать о Православии, видя глубокую веру мужа, который был очень благочестивым человеком, строго соблюдал посты, читал книги Святых Отцов и часто ходил в храм. Она все время сопровождала его и полностью выстаивала церковные службы. Она видела радостное состояние Сергея Александровича после принятия им Святых Таин, но, будучи вне Православной Церкви, не могла с ним разделить эту радость.

Великая Княгиня очень много размышляла о вере, пытаясь найти истину, читала книги в уединении (вообще она тяготилась светскими развлечениями), молилась Господу о вразумлении. В 1888 году Сергею Александровичу было поручено быть представителем Российского Императора на освящении храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Елисавета Феодоровна поехала вместе с ним, радуясь возможности на Святой Земле помолиться о том, чтобы Господь открыл ей Свою волю. Увидев этот храм, она сказала:

Как я хотела бы быть похороненной здесь.


Постепенно она пришла к твердому решению принять Православие. Она писала отцу, который с острой болью воспринял этот ее шаг:

Вы должны были заметить, какое глубокое благоговение я питаю к здешней религии. Я все время думала и молилась Богу о том, чтобы Он указал мне правильный путь, и пришла к заключению, что только в этой религии я могу найти всю настоящую и сильную веру в Бога, которую человек должен иметь, чтобы быть хорошим христианином. Это было бы грехом – оставаться так, как я теперь, – принадлежать к одной церкви по форме и для внешнего мира, а внутри себя молиться и верить так, как и мой муж. Вы не можете себе представить, каким он был добрым, он никогда не старался принудить меня никакими средствами, предоставляя все это совершенно одной моей совести. Он знает, какой это серьезный шаг и что надо было быть совершенно уверенной, прежде чем решиться на него.

Эта перемена религии многих, я знаю, заставит поднять крик, но я чувствую, что это приблизит меня к Богу. Я знаю все ее догматы и буду с радостью продолжать их изучать. Ты называешь меня несерьезной и говоришь, что внешний блеск церкви очаровал меня. В этом ты ошибаешься. Ничто внешнее не привлекает меня, и не богослужение, но – основа веры. Внешние признаки только напоминают нам о внутреннем. Я перехожу из чистого убеждения; чувствую, что это самая высокая религия и что я делаю это с верой, с глубоким убеждением и уверенностью, что на это есть Божие благословение.

Таинство Миропомазания было совершено 12 (25) апреля 1891 года на Лазареву субботу. Великой Княгине было оставлено прежнее ее имя, но уже в честь святой праведной Елисаветы, матери святого Иоанна Предтечи.

В 1891 г. Великий Князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Его супруга должна была присутствовать на приемах, концертах, балах. Но не это приносило радость Великой Княгине, – ее душа стремилась к делам милосердия, она посещала больницы для бедных, богадельни, приюты для беспризорных детей, раздавала еду, одежду, деньги, желая всячески облегчить условия жизни несчастных.

В 1894 году сестра Елисаветы Феодоровны, Алиса, вышла замуж за Наследника Российского престола Николая Александровича, который вскоре стал Императором. В Православии она получила имя Александра.

В 1903 году Николай Александрович с Александрой Феодоровной и Сергей Александрович с Елисаветой Феодоровной были на Саровских торжествах в честь прославления великого русского святого, преподобного Серафима Саровского, которого всегда очень почитали.

В 1904 г. началась русско-японская война. Елисавета Феодоровна, имевшая уже хороший опыт благотворительности , стала одним из главных организаторов помощи фронту. Ею были устроены специальные мастерские, под которые были заняты все залы Кремлевского дворца, кроме Тронного. Тысячи женщин трудились здесь за швейными машинами и рабочими столами. Отсюда на фронт посылали продовольствие, обмундирование, медикаменты, подарки. На свои средства Великая Княгиня сформировала несколько санитарных поездов, устроила в Москве госпиталь для раненых, создала специальные комитеты по обеспечению вдов и сирот погибших солдат и офицеров. Она также организовывала отправление на фронт походных церквей со всем необходимым для совершения богослужения.

Однако русские войска терпели поражение за поражением. Политическая обстановка в России все более накалялась. Часто можно было слышать революционные лозунги, призывы к забастовкам. Появились террористические организации. Боевая организация эсеров приговорила к смерти Великого Князя Сергея Александровича. Елисавета Феодоровна знала, что ему угрожает смертельная опасность, она получала анонимные письма, в которых ее предупреждали, чтобы не сопровождала своего мужа, если не хочет разделить его участи. Но она старалась по возможности не оставлять его одного.

5 (18) февраля 1905 г. Сергей Александрович был убит бомбой, брошенной террористом Иваном Каляевым. Через три дня Елисавета Феодоровна приехала в тюрьму, где содержался убийца. Она сказала, что принесла ему прощение от Сергея Александровича и просила его покаяться. В руках она держала Евангелие и просила почитать его, однако Каляев отказался. Но все-таки она оставила в камере Евангелие и маленькую иконку, сказав:

Моя попытка оказалась безрезультатной, хотя, кто знает, возможно, что в последнюю минуту он сознает свой грех и раскается в нем.

Затем Великая Княгиня обратилась к Императору с прошением о помиловании Каляева, однако прошение было отклонено.

С момента кончины любимого супруга Елисавета Феодоровна не снимала траур, держала строгий пост, много молилась. Ее спальня превратилась в монашескую келью: была вынесена дорогая мебель, стены были перекрашены в белый цвет. Великая Княгиня собрала все свои драгоценности и часть их отдала в казну, часть – родственникам, а часть употребила на постройку Марфо-Мариинской обители милосердия.

Она долго работала над уставом обители, желая возродить древний институт диаконисс, ездила в Зосимову пустынь, чтобы обсудить проект со старцами. В 1906 г. Великая Княгиня Елисавета познакомилась со священником Митрофаном Сребрянским, человеком высокой духовной жизни, который принял активное участие в составлении устава обители и стал ее духовником, так как соответствовал всем высоким требованиям.

Для нашего дела отец Митрофан – благословение Божие


– говорила Елисавета Феодоровна.

Отец Митрофан Сребрянский прославлен в лике Новомучеников и Исповедников Российских.

В основу Марфо-Мариинской обители милосердия был положен устав монастырского общежития. Сестер обучали основам медицины, главной их заботой было посещение больных и бедных, оказание помощи брошеным детям.

В больнице обители работали лучшие специалисты. Все операции проводились бесплатно. При обители действовала бесплатная столовая для бедных, прекрасная библиотека, которой мог воспользоваться каждый желающий, был создан приют для девочек-сирот.

Елисавета Феодоровна вела жизнь подвижническую. Она спала на голых деревянных досках, тайно носила власяницу, вкушала только растительную пищу, много молилась, мало спала, однако всячески старалась это скрывать. Великая Княгиня всегда все делала сама, не требуя помощи от других, участвовала в делах обители как рядовая сестра. Она очень любила совершать паломничества по святым местам. По свидетельству знавших Елисавету Феодоровну, Господь наградил ее даром рассуждения, открывал ей и картины будущего России.

Она также продолжала заниматься благотворительной деятельностью и вне стен обители, посещать несчастных в разных больницах и приютах. Во время первой мировой войны Великая Княгиня занималась формированием санитарных поездов, устройством складов лекарств и снаряжения, отправкой на фронт походных церквей.

Первое время после октябрьского переворота обитель не трогали. Великая Княгиня, остро переживала происходящие страшные события, однако отказывалась от предложений выехать за границу, желая разделить судьбу своей страны, которую глубоко любила - в одном из писем она писала:

Всеми фибрами души я русская.


В апреле 1918 г., на третий день Пасхи, в день празднования Иверской иконе Божией Матери, Елисавету Феодоровну арестовали и увезли из Москвы. С нею поехали две сестры – Варвара Яковлева и Екатерина Янышева. Их повезли в Пермь. Великая Княгиня писала сестрам:

Ради Бога, не падайте духом. Божия Матерь знает, отчего Ее Небесный Сын послал нам это испытание в день Ее праздника, Господь нашел, что нам пора нести Его крест. Постараемся быть достойными этой радости. Как угодно было Богу, так и сделалось. Да будет имя Господне благословенно навеки.

Последние месяцы своей жизни Великая Княгиня провела в заключении, в школе на окраине города Алапаевска. Она посвящала все время молитве. Сестер, сопровождавших свою настоятельницу, привезли в областной совет и предложили им идти на свободу, но они умоляли вернуть их к Великой Княгине. Тогда чекисты стали пугать их пытками и мучениями, которые предстоят всем, кто останется с ней. Варвара Яковлева ответила, что готова дать подписку даже своей кровью, что желает разделить судьбу своей настоятельницы.

Глубокой ночью 5 (18 июля), в день обретения мощей преподобного Сергия Радонежского, Великую Княгиню Елисавету Феодоровну вместе с другими членами Императорского Дома бросили в шахту старого рудника. Когда озверевшие палачи сталкивали Великую Княгиню в черную яму, она молилась: Господи, прости им, ибо не знают, что творят (Лк. 23; 34). Затем чекисты стали бросать в шахту ручные гранаты. Один из крестьян, бывший свидетелем убийства, говорил, что из глубины шахты слышались звуки Херувимской, которую пели страдальцы перед переходом в вечность.

Елисавета Феодоровна упала не на дно шахты, а на выступ, который находился на глубине 15 метров. Рядом с ней нашли тело Иоанна Константиновича, сына Великого Князя Константина Константиновича, с перевязанной головой. С тяжелейшими переломами и ушибами она и здесь стремилась облегчить страдания ближнего. Пальцы правой руки Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары оказались сложенными для крестного знамения. Скончались они в страшных мучениях от жажды, голода и ран.

Останки мучениц в 1921 г. были перевезены в Иерусалим отцом Серафимом, игуменом Алексиевского скита Пермской епархии, другом и духовником Великой Княгини, и положены в усыпальнице храма святой равноапостольной Марии Магдалины в Гефсимании. Погребение Новомучениц совершал Патриарх Дамиан. Мощи их оказались частично нетленными. Патриарх Иерусалимский Диодор благословил совершить торжественное перенесение мощей из усыпальницы в сам храм святой Марии Магдалины.

В 1992 г. Архиерейским Собором Русской Православной Церкви преподобномученицы Великая Княгиня Елисавета и инокиня Варвара были причислены к лику святых. Память их празднуется в день их кончины – 5 (18) июля.

1.»Многие дочери сотворили силу, многие приобрели бо­гатство» 1 , – говорит мудрейший Соломон, пророчески возве­щая то, что не только мужчины, но и женщины в различные времена просияли красотою всяческих добродетелей, стали сопричастны дарам Божественного Духа и необыкновенным образом сотворили удивительные чудеса и знамения по всей вселенной. Ибо Писание представляет, как десятки тысяч и бесчисленное множество женщин и в законе, и по благодати 2 превратили женскую немощь в мужественную волю, при помощи воздержания и многотрудного подвижничества до­блестно отразили силою Вышнего древнего обманщика пра­матери Евы и общего врага и супостата рода человеческого и увенчались блистательными знаками победы.

2. Одна из них и достохвальная и прославленная чудесами Елизавета: родиной ее был столичный город Гераклея Фра­кийская 3 , а родителями – не некие неизвестные и незнатные люди, но благородные, прославленные богатством и выдаю­щиеся по добродетели (Евномиан – имя отца, бывшего тогда дисипатом 4 , матери же – Евфимия). Живя согласно значе­нию своих имен 5 , боголюбиво и богоугодно, и постоянно упражняясь в законе Господнем, они были всем известны и всеми превозносимы. Ибо обитая близ упомянутого города, в местечке, называвшемся раньше Фракокрина, а ныне Авидины, они были, как праведный Иов, набожны и непороч­ны 6 и, подражая гостеприимству патриарха Авраама 7 , щед­ро предоставляли нуждающимся все необходимое. Поэтому получают они, как и тот, по обетованию, плод чрева 8 , до­стойный их собственной красоты и благотворительности, а то, как это случилось, изъяснит наш рассказ. Ведь хотя по­сле их свадьбы прошло уже шестнадцать лет, они остава­лись бездетны и, лишенные потомства, естественно, скорбе­ли, страдали и усиленно умоляли Бога, Взирающего на серд­ца, разрешить их печаль о бездетности и даровать им дитя, которое наследует их род и богатство. Исполняющий же же­лания боящихся Его 9 Господь благосклонно внял их молит­ве и не презрел моления о том, что Ему было благоугодно.

3. И действительно, по существовавшему в этом месте ста­ринному обычаю жители окрестных деревень собирались каждый год на память добропобедной мученицы Гликерии 10 и праздновали ее вместе с горожанами в течение целой неде­ли (а совершается она 13 мая). Торжествовали со всеми и чудесные родители преподобной. И совершая моления и все нощные славословия, они обходили святые храмы этого го­рода, в которых покоились честные мощи сорока святых жен и дьякона Аммуна 11 , и многих других (о них, равно как и о великолепии и замечательных зданиях этих знаменитых церквей, пространнее повествует житие великого во иерар­хах Парфения 12). Почитая их и одаривая по достоинству, все сообща праздновали и веселились, нося повсюду с собою и отсеченную за Христа приснопочитаемую главу мученицы. Взглянув на нее во время совершения божественного тайноводчества 13 тогдашним архиереем этого города Львом в бо­жественном храме Богоматери под названием Фисаврос 14 , выше упомянутый отец преподобной Евномиан увидел, что она то весела, как-будто улыбаясь, а то сумрачна. Сочтя это явным знаком своего упования на мученицу, он колебался душой между радостью и печалью. И когда, наконец, закон­чилась праздничная служба, множество народа сотворило усердную молитву в церкви Богородицы, которую местные жители называют Катахилской, и около девятого часа вер­нулось в святой храм мученицы Гликерии 15 . А после вечер­ни один Евномиан вместе со своей супругой Евфимией, ког­да все остальные ушли, оставался в этом месте, горячо моля победоносную мученицу разрешить их узы бесплодия и да­ровать им паче чаяния дитя. И вот, продолжив свое моление вплоть до полуночи, они чуть прилегли на пол и уснули. Тог­да – о неизреченные и страшные Божии тайны! - предстает во сне этому мужу сладчайшая, как и ее имя 16 , мученица и говорит ему: «Что ты утруждаешь меня, человече, и просишь у меня того, что может дать тебе только Бог? Однако если ты истинно пообещаешь мне стяжать сердце сокрушенное и дух смиренный и никогда не превозноситься над ближними, то даст тебе вскоре с моей помощью Великодаровитый Господь чадо женского пола, и ты назовешь ее Елизаветой, ибо она окажется подобна матери Предтечи и Крестителя Иоанна». Когда же тот [т.е. Евномиан] клятвенно пообещал с охотой это исполнить, святая, запечатлев его крестным знамением, удалилась от него. И проснувшись, муж тотчас поведал об этом видении своей жене, а та сказала, что и сама увидела сходное. Так же и боголюбивейший архиепископ, почтенный провидческим даром, увещевал и вразумлял обоих супругов в согласии с мученицей Христовой. И после праздника, на три дня приняв их в гости и благословив, отпустил с миром домой.

4. И тотчас же жена его зачала во чреве 17 и по прошествии девяти месяцев родила дитя женского пола 18 по истинному предсказанию мученицы. А по истечении сорокадневного срока 19 Евномиан, взяв дитя вместе с матерью, привел их в город. Достигнув храма славной мученицы и оказавшись перед честным ее образом, стоявшим с правой стороны, бро­сился он ниц на землю, благодаря ее с радостью в сердце и со слезами. Затем же, взглянув на образ и произнеся долж­ные благодарения, увидел странное и необычайное зрели­ще. Ведь изображение ее заблистало паче солнца, и слегка пошевелив губами, она сказала: «Пора тебе, Евномиан, ис­полнить свои обещания Богу». Это вызвало в нем страх, тре­пет 20 и величайшее потрясение; и придя к преподобнейше-му архиепископу и поприветствовав его по обычаю, они по­просили дать чаду печать Христову. Он сам и крестил ее, огласив, и назвал Елизаветой, как предрекла мученица. Усерд­но помолившись за них, он сказал младенцу: «Милостив да будет ко мне, чадо, благодаря тебе Господь, даруя мне остав­ление грехов». Итак, они тотчас возвратились с радостью вос­вояси. Дитя же преуспевало в возрасте 21 и красоте. И когда ей исполнилось три года, отец отдал ее для обучения Священно­му Писанию, в чем она явила великую искусность и навык, так что и жития святых, лишь услышав, могла сразу переска­зать. Едва достигла она двенадцатого года, как мать ее ушла из жизни; и когда отец хотел выдать ее замуж, даже и слышать об этом не хотела отроковица, желая скорее стать невестой бессмертного Жениха Христа. Когда же промчались после этого еще три года, то и отец ее Евномиан с радостью отошел ко Господу, а блаженная, оставшись в одиночестве, тотчас обратила свои взоры к Отцу сирот – Богу. И возжелав уеди­ненной и нестяжательной жизни, то золото и серебро, кото­рое скопили для нее родители, и остальное состояние, доста­точно большое, раздала она нищим и через руки нуждающих­ся вверила его Богу, а рабов и рабынь удостоила свободы.

5. Сама же она бесповоротно устремилась в столицу 22 и, до­стигнув священной обители святого великомученика Георгия, которая называется Малый Холм 23 , где настоятельницей была ее тетка по отцу, удалилась там от мира, облеклась в ангельский образ и всей душою отдалась иноческим подвигам. И преуспев вскорости во всяком виде добродетели, стала она исполнена всех даров Духа, ибо долгими постами поработила и усмирила свое тело 24 , часто проводя без пищи, как великий Моисей и Илия Фесвитянин, целых сорок дней и никогда не прикасаясь к мас­лу, но питаясь одним лишь живым и небесным хлебом. Обиль­но украшенная возвышающим смирением 25 и духовно взирая на божественную красоту сердечными очами, она не хотела вообще поднимать глаз к небу, так что три года или более, склонившись к земле, никогда не смотрела в небесную высь. Считала она лучшим богатством и всячески приветствовала нестяжание, ходя всегда в одном хитоне и нося одежду нетле­ния, сотканную ею свыше посредством бесстрастия, и, горя огнем божественной любви, легко переносила она зимнюю стужу, держала ноги необутыми, как прекрасные и бегущие к почести вышнего звания 26 . Никогда не позволяла она поливать тело горячей водой, но каждый раз омывала его, согласно псал­мопевцу, вечно текущими потоками слез и очищала от всякой грязи, сохранив его чистым и сделав душу богоподобной.

6. А через два года после ее поступления в монастырь насто­ятельница обители, тетка [Елизаветы] по отцу, преставилась из этой жизни, назначив своей преемницей преподобную, ко­торую великий Геннадий 27 , стоявший тогда у архиерейского кормила, по обычаю благословил и поставил в игуменьи мо­настыря. И такой показала она себя в Божьих делах и подви­гах, и достигла такой высокой вершины добродетели и совер­шенства, что приобрела и величайшую силу чудотворения: и неизлечимые болезни исцеляла, а бесов изгоняла призывани­ем Христа, и божественного озарения и откровения свыше удостаивалась, и провидчески предсказывала будущее. Пред­видя таким образом, по божественному откровению, и надви­гающийся на город из-за Божьего гнева страшный пожар 28 , она провозвестила это державшему в то время скипетр ро-мейского царства благочестивому Льву 29 и то же самое и по­добное этому – Даниилу, столпнику в Анапле, 30 – и если бы молитвы их обоих не достигли Бога, то почти весь город стал бы жертвой огня. С той поры этот христолюбивый царь и приобрел великую веру к преподобной и, должным образом ее почитая и благоволя [к ней], определил в дар ее обители, как бедной и стесненной во всем, одно из царских поместий в Гебдомоне 31 , носящее имя св. Вавилы 32 , где были развали­ны неких древних построек, не малых числом. Обитая в них с давних времен, ужасный змей губил многих проходивших вблизи, и сделал это место совершенно непроходимым для всех, от чего весь город был охвачен скорбью и отчаянием, не зная, где искать спасения от такого несчастья. Узнав об этом от кого-то, святая, движимая божественной ревностью, взяла оружие честного креста, пришла на это место; и, под­няв очи к небу и призвав помощь свыше, она окликнула зве­ря и заставила его выйти, хоть и против воли, из своего лого­ва. Запечатлев его крестным знамением, отчего его пасть наполнилась пеной, она схватила его за голову и, поправ но­гами, убила со словами: «На аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия» 33 , – сама огражденная честным кре­стом. И таким образом, она полностью освободила жителей города от его вреда. Приобретя благодаря этому словно твер­дую надежду и получив полное уверение в том, что и над духовным змием, как над этим вещественным, с помощью [Христа] одержит победу, она дерзновенно приступила к чудотворениям.

7. И когда слух о ней распространился по всему городу, один благородный и богатый муж, чья единственная дочь страда­ла кровотечением, который, напрасно потратив большую часть имения на врачей, нимало ее не излечил, поскольку болезнь оказалась сильнее их искусства, отчаявшись, нако нец, в том, что они ее спасут, берет свое дитя и бросается к ногам святой, со слезами восклицая: «Спаси, раба Божия, мою несчастную дочь, которую я доверяю Богу и твоим молит­вам и рукам, и возьми, если хочешь, все, что есть у меня». Она же [говорит] ему: «То, что в доме твоем, чадо, оставь себе, ибо нет мне в нем нужды, – если же ты непоколебимо веруешь и пообещаешь смиренномудрствовать по евангель­ским заповедям до конца и быть милостивым к нищим, то исцелится твоя дочь». А когда муж согласился незамедли­тельно это исполнить, то помазав с молитвой дитя святым маслом от великомученика Георгия 34 , она возвращает ей здо­ровье и отсылает, радостную и благодарную, вместе с отцом домой. Но и многих других женщин, подверженных той же самой болезни кровотечения и приходивших к ней с верой в душе, она подобным же образом исцеляла, останавливая по­средством молитвы течение крови. Вместе с ними и некий муж, слепой от рождения, приходит к ней, услышав о чуде­сах преподобной. И ведомый другими под руки, он сказал: «Помилуй меня, верная ученица Божия, и отверзи мне очи, дабы увидев благодаря тебе сладостный свет, я восславил Создателя всех». Преподобная человеколюбиво снисходит к его просьбам и, нимало не медля, молитвенно руки подняла к небу, и маслом от святого помазала его глаза, за семь дней заставив его стать весьма зорким и громогласно славить Бога. 8. Так, просияв лучами необычайных чудес и просветив приходящих с верою, святая увидела однажды, во время со­вершения в храме божественного тайноводчества, как засвер­кал кругом неизреченный свет, и Всесвятой Дух в виде бе­лейшего полотна сошел внутри алтаря после херувимской песни 35 и окружил священника, стоявшего перед божествен­ным престолом. Исполнившись ужаса и изумления 36 , она не рассказала никому о виденном, пока не настало время ее пре­ставления к Богу. Уже приближаясь к нему, она возжелала, как сама сказала, повидать свою родину; и достигнув Герак-леи и поклонившись тамошних честным храмам святых, во­шла она и в так называемую Халкопратийскую церковь Бо­городицы. И когда она молилась там, явилась ей некая жен­щина, по виду из знатных и видных людей города, и друже­ски обняв и облобызав ее, сказала: «Добро пожаловать, о возлюбленная мать». Преподобная же [спрашивает] ее: «Гос­пожа моя, кто я такая, бедная чужестранка, что ты столь ра­достно обняла и поцеловала меня, которую никогда не виде­ла?» А та говорит в ответ: «Живя здесь, я знала тебя еще прежде, чем ты была зачата во чреве твоей матери 37 . И если хочешь, пойдем ко мне домой, и ты удостоверишься в этом». Когда же преподобная спросила: «А где, о госпожа моя, дом твой?», «Ты увидишь меня справа от храма святого священномученика Романа 38 «, – сказала та и с этими словами стала невидима. Испугавшись и задрожав от страха, преподобная осмотрела весь храм, ища явившуюся ей, и когда нигде ее не увидела, то спешно отправилась в прекрасную церковь свя-щенномученика Романа. И помолившись там и удивившись его красоте и величию, она оказалась с правой стороны; и выйдя из врат, увидев над ними образ и приглядевшись, ре­шила, что виденное ею в церкви Богородицы – призрак. Ког­да же она размышляла об этом, раздался голос от образа: «Та, кого ты сейчас видишь, и виденная тобою недавно в храме -это я. Но возвращайся быстрее в свой монастырь, ибо ты должна вскоре оставить землю и переселиться на небесную родину». Страх и трепет охватили при этом святую, и, упав в храмовом притворе и погрузившись в сон, она снова увиде­ла мученицу Христову, которая говорила ей: «Как я тебе и прежде сказала, возвратись в свой монастырь, потому что близко время твоего отшествия. Ибо еще двадцать четыре дня, и ты отойдешь в мире ко Господу после совершения в твоем монастыре ежегодного праздника преславного вели­комученика Георгия 39 «.

9. И действительно, встав от сна, преподобная, получившая от мученицы повеление отправиться, воздала ей подобающее благодарение и поклонение и удалилась из города. Взойдя на корабль, вернулась она в свою священную обитель 1 апреля и с той поры не прекращала всех сестер вразумлять, увещевать, учить и излагать все относящееся ко спасению. А по проше­ствию определенных до ее кончины дней, она сиятельно со­вершила светлый и всемирный праздник славного мученика Георгия. И когда она причастилась непорочных и животворя­щих тайн, тотчас лицо ее просияло, как солнце 40 . Тогда с ве­ликой радостью и воодушевлением простерла она ввысь руки и благодарственно воскликнула: «Ныне отпускаешь рабу Твою, Владыко, по слову добропобедной Твоей мученицы, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое 41 «. И охваченная сильной горячкой, она терпела от шестого часа вплоть до следующего дня, а около третьего часа почила в мире и предала дух свой в руки Божии, 24 апреля. Честные же ее останки, собравшись, все окрестные монастыри с псалмами и песнопениями многочестно погребли в храме мученика [т.е. вмч. Георгия]. Они, сохраняясь Божьей силой и благодатью целыми и невредимыми вплоть до сего дня, известны как лечебница для всех притекающих с верою, ибо всякий, кто без сомнения и с праведным намерением приблизится к ее гробнице и призовет ее богоданное имя, какою бы болезнью он ни был охвачен, тотчас по ее непосредственному заступничеству получает ответ­ ное исцеление от страданий.

10. Однако же достойно упомянуть словом и о чудесах, случившихся после преставления блаженной, и вкратце поведать о них на пользу слушающим. Некий муж с высохшей рукой, без пользы прибегавший ко всякому врачебному ис­кусству, притек к гробнице преподобной, ободряемый толь­ко верой в нее, и благодаря ей вскоре сподобился удивитель­ного исцеления. Ибо случилось, говоря по-евангельски, что он уверовал и его сухая рука стала здоровой, как и другая 42 , после помазания святым маслом. А другой человек, слепой, с тем же рвением и верою приблизился к раке преподобной и благодаря подобному помазанию святым маслом ушел, ясно видя и величая милость и силу чудотворицы. Иной же, одер­жимый нечистым духом и бесчинно им мучимый, припал к святой раке преподобной и тотчас освободился от губитель­ного беса, в здравом уме возвратившись домой и рассказы­вая всем о великих делах Божиих 43 . Таковы преподобной нашей чудотворицы Елизаветы чудеса, [а суть также] и дру­гие, много большие и удивительнейшие этих, однако из-за своего обилия они не перечислены в настоящей книге, но записаны в другом месте.

11. Таково житие [Преподобной], таковы деяния и дарова­ния, которыми ее и при жизни, и после преставления достой­но прославил Владыка всех. Ее предстательством и мы все, стремящиеся стяжать ее покровительство и заступничество, да сохранимся всегда превыше телесных, равно как и душев­ных страстей, неповрежденно избегнем соблазнов невиди­мых и умственных врагов и, мирно окончив настоящую жизнь, сподобимся вместе с ней небесного блаженства во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение ныне и присно и во веки веков. Аминь.

Настоящий перевод выполнен по изд.: Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse a Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

1 Ср. Притч. 31,29.

2 Т.е. в ветхозаветное и в новозаветное время.

3 Гераклея Фракийская (иначе Перинф) – крупный город в Восточной Фракии, на берегу Мраморного моря, столица провинции Европа.

4 Дисипат («дважды консул») – высокий византийский чиновничий сан.

5 Евномиан означает по-гречески доброзаконный, а Евфимия – доброславная.

6 Ср. Иов. 1,1.

7 Быт. 18,1-8.

8 Ср. Быт. 30,2; Лк. 1,42.

9 Пс. 144, 19.

10 Гликерия дева пострадала вместе с мч. Лаодикием ок. 177 г. в Гераклее(память 13/26 мая).

11 Аммун дьякон пострадал с 40 девами постницами в Гераклее в IV в.(память 1/14 сентября).

13 Т.е. литургии.

14 Сокровище.

15 На отдание праздника св. Гликерии.

16 Гликерия по-гречески означает сладостная.

17 Ср. Ис. 7, 14 и др.

18 Т.е. рождение прп. Елизаветы произошло где-то в феврале.

19 Т.е. срока нечистоты роженицы.

20 Ср. Пс. 54,6.

21 Ср. Лк. 2, 52..

22 Т.е. Константинополь.

23 Монастырь святого Георгия Малый Холм не известен из другихисточников; Монах Харитон в своем житии прп. Елизаветы уточняет, что он находился рядом с цистерной св. Мокия.

25 Ср. Мф. 23,12.

26 Фил. 3, 14.

27 Свт. Геннадий – Патриарх Константинопольский (458-471); (память 31 августа/13 сентября).

28 Имеется в виду пожар 465 г.

29 Лев I византийский император (457-474).

30 Об этом пожаре упоминается и в житии прп. Даниила Столпника (|490г; память 11/24 декабря). Анапл – предместье Константинополя.

31 Гебдомон – юго-западный пригород Константинополя, где находился один из императорских дворцов.

32 По-видимому, имеется в виду сщмч. Вавила, еп. Антиохийский (f251 г. память 4/17 сентября).

34 Т.е. елеем из лампады перед храмовым образом монастыря.

35 Это явный анахронизм, так как Херувимская песнь была введена в константинопольское богослужение только ок. 574 г.

36 Ср.Деян. 3, 10.

37 Ср. Лук. 2, 21.

38 Вероятно, имеется в виду сщмч. Роман, дьякон Кесарийский (|303 г.; память 18 ноября/1 декабря).

41 Ср. Лк. 2,29-30.

42 Ср. Мф. 12, 13.

43 Ср. Деян. 2, 11.

Агиографический комментарий

Житие преподобной Елизаветы – одна из самых загадоч­ных страниц византийской агиографии. Упоминаемая в гре­ческих синаксарях 1 под 24 апреля, святая лишена в них кон­кретных биографических черт. Отсюда произошла та неяс­ность в отношении времени и обстоятельств ее жизни, кото­рая господствовала до середины XX в. и отразилась во мно­гих трудах, в том числе и у свт. Димитрия Ростовского 2 .

Между тем, чудесным образом сохранилось полное житие преподобной 3 – всего в одной флорентийской рукописи XIV в., Cod. Flor. gr. 50 (Conv. soppr. B.I. 1214), содержащей жиз­неописания святых жен. В нем указывается не только время жизни подвижницы, современницы императора Льва I (457-474) и патриарха Геннадия (458-471) и свидетельницы великого пожара 465 г., но и подробно описывается все ее тече­ние, от зачатия до кончины и посмертных чудес. Текст этот наполнен множеством географических и церковно-археоло-гических реалий, что свидетельствует о хорошем знакомст­ве его анонимного автора с местами в Перинфе и Констан­тинополе, связанными со св. Елизаветой.

Относительно времени составления этого жития сущест­вует несколько противоположных мнений – известен лишь четкий terminus ante quem – дата самой рукописи – XIV в. Первоиздатель, о. Франсуа Алькен 4 , считал, что житие напи­сано до 591 г., когда авары разрушили храм св. Гликерии в Гераклее, – однако, как известно, он был тут же восстанов­лен императором Маврикием. Ученый-византист А.П. Каждан 5 необоснованно считал, что эпизод с убиением змея, своего рода женская параллель к чуду св. Георгия, и мог по­явиться не раньше XII-XIII вв. Между тем эта история упо­минается уже в константинопольском синаксаре X в. Иссле­довательница жития преподобной В. Каррас 6 верно опреде­лила terminus post quem нашего памятника - 574 год, когда император Юстин II ввел в литургию Херувимскую песнь, упоминаемую в житии 7 . Но рассуждения исследовательни­цы о создании текста в IX-XI вв., основанные на раздельном местонахождении главы и тела св. Гликерии в VIII-IX вв., кажутся нам неубедительными. Важно отметить, что неко­торые географические реалии жития носят еще ранние на­звания: например, монастырь св. Георгия Малый Холм ста­новится в средневизантийскую эпоху Малым Римским, а в позднюю вообще посвящен Богородице. Поэтому мы склон­ны относить наш памятник к доиконоборческой эпохе (ко­нец VI – начало VIII вв.).

Столь же предположительно датируется и другое житие прп. Елизаветы, составленное монахом Харитоном 8 . На самом деле, это скорее похвальное слово, весь фактический мате­риал в котором заимствован из выше упомянутого аноним­ного жития. Аргументы Ренато Крискуоло, впервые опубли­ковавшего это житие, в пользу зависимости анонимного жи­тия от Харитона не убедительны. Единственное добавление - это оборванное (из-за утраты конца текста) упоминание об исцелении у мощей святой дочери префекта, заимствован­ное, по-видимому, из какого-то другого описания чудес по­движницы, о каковом упоминается и в конце анонимного жития.

Поклонение нетленным, по свидетельству жития, мощам святой Елизаветы, которые находились в ее обители, про­должалось в Константинополе до самого взятия его турками в 1453 г. О них, вместе с останками св. Фомаиды, упомина­ют русские паломники Стефан Новгородский в 1348-49 гг. и иеродиакон Зосима в 1419-22 гг. 9 На родине святой, во Фра­кии, до самого XX в. почитался чудотворный источник пре­подобной в Фанари около Селимврии.

1 Synaxarium ecclesiae Constantinopolitanae / Ed. H. Delehaye // Acta Sanctorum, Nov., Propylaea. Bruxelles, 1902. Col. 625.

2 Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих- миней свт. Димитрия Ростовского. Кн. 8. М., 1906. С. 398-400. Приводимые здесь сведения об игуменстве прп. Елизаветы в монастыре свв. Косьмы и Дамиана недостоверны, так как преподобная жила за много десятилетий до основания этого монастыря при императоре Юстине I (518-527 гг.).

3 Bibliotheca hagiographica graeca. Bruxellex, 1957. № 2121.

4 Halkin F. Sainte Elisabeth d’Héraclée, abbesse à Constantinople // Analecta Bollandiana 91,1973. P. 249-264.

5 Kazhdan A. Hagiographical Notes. 16. A Female St. George // Byzantion 56, 1986. P. 169-170.

6 Life of St. Elisabeth the Wonderworker / Transl. by V. Karras // Holy women of Byzantium / Ed. by A.-M. Talbot. Dumbarton Oaks, 1996. P. 117-135.

7 Эту дату надо принимать с осторожностью, так как вполне вероятно, что Херувимская песнь несколько древнее.

8 Bibliotheca … № 2122 , 2122а; Criscuolo R. Vita di santa Elisabetta di Constantinopoli, la taumaturga, scritta dal monaco Caritone // Annali della facolta di lettere e filosofia dell’ Università di Napoli 14, 1972. P. 49-68.

9 Majeska G. Russian travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth centuries. Wash. 1984. P. 40, 148, 188, 321-325.

НАСТАВЛЕНИЕ ПРЕПОДОБНОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ ЧУДОТВОРИЦЫ, ИГУМЕНИИ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ЖЕНСКОГО МОНАСТЫРЯ СВЯТОГО ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ, ПРОТИВ ЛУКАВСТВА И ЗЛОСЛОВИЯ.

Преподобная Елизавета, настоятельница женской обители, сама строгая подвижница, долговременными опытами изу­чившая особенности женского сердца, явилась ревностной и опытной руководительницей в спасении вверенных ее по­печению сестер о Господе. Так, сестрам и другим женщинам она внушала особенно остерегаться лукавства и злоязычия как грехов, очень частых между женщинами. «Мы слабы и телом и умом, – говорила она, – и при этой слабости думаем быть сильными то хитростью, то злоязычием. Но хитрость наша, как неразлучная с ложью, делает нас прямо слугами сатаны. Он – отец лжи и отважно действует там, где любят ложь. А говорливость женская тем более грешна, что при недостатке рассудительности и при раздражительности серд­ца расточаем мы всего чаще пустоту, ложь, клевету, легко­мыслие, вредное для себя и других».

«Сердце праведного обдумывает ответ, а уста нечестивых изрыгают зло», – говорит Премудрый (Притч. 15; 28), (Гав­риила, епископа Имеретинского. Слова и речи) 1 .

1 Цит.по: Дьяченко Г., прот. Полный годичный круг кратких поучений, сост. на каждый день года. Т. 1;М., 1901. С.289.

См. также: Преосв. Филарет (Гумилевский), архиеп. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. М., 1994. С. 224-225.