Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное общеобразовательное учреждение города Абакана «Средняя общеобразовательная школа №3» Биология – наука о жизни Учитель биологии и химии Наговицына Ирина Сергеевна Абакан, 2014 г

Задачи урока: Показать актуальность б иологических знаний, выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.

Биология Наука о жизни, ее закономерностях и формах проявления, о существовании и распространении ее во времени и пространстве. Она исследует происхождение жизни и ее сущность, развитие взаимосвязи и многообразие. Биология относится к естественным наукам.

Термин «биология» впервые был предложен немецким профессором Т. Рузом в 1797 г. Общепринятым термин «Биология» стал в работах французского натуралиста Ж.-Б. Ламарка в 1802 г.

Биология – комплексная наука. Биология ботаника зоология морфология физиология анатомия цитология гистология генетика микробиология экология

Ботаника Исследует строение, способ существования, распространение растений и историю их происхождения.

Микология Наука о грибах

Бриология Наука о мхах

Геоботаника Изучает закономерности распространения растений по поверхности суши.

Палеоботаника Изучает ископаемые останки древних растений.

Зоология Изучает строение, распространение и историю животных.

Подразделы зоологии ихтиология орнитология этология арахнология и др.

И хтиология Наука о рыбах.

Орнитология Наука о птицах.

Этология Наука о поведении животных.

Морфология Изучает особенности внешнего строения живых организмов.

Анатомия изучает внутреннее строение живых организмов.

Цитология Наука о клетке.

Генетика Наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости живых организмов.

Микробиология Изучает строение, способ существования и распространение микроорганизмов (бактерий, одноклеточных) и вирусов.

Экология Наука о взаимоотношениях организмов между собой и с факторами окружающей среды.

Пограничные науки Биофизика – исследует биологические структуры и функции организмов физическими методами; Биохимия – исследует основы жизненных процессов и явлений химическими методами на биологических объектах; Б иотехнология – изучает возможности использования имеющих хозяйственное значение микроорганизмов (бактерий, дрожжей) в качестве сырья, а также использование их особых свойств в производстве.

Значение биологических знаний: используются в пищевой промышленности; в фармакологии; в производстве товаров народного потребления; создание высокоурожайных сортов растений и высокопродуктивных пород животных; теория для медицины, психологии, социологии и др.

Закрепление изученного материала Приведите примеры дифференциации биологических наук. Какие биологические науки можно отнести к интегрированным? Почему современную биологию считают комплексной наукой? В каких сферах человеческой деятельности имеют большое значение достижения биологии? Выскажите свое мнение об утверждении, что значение биологических знаний в современном обществе возрастает.


Слайд 2

Понятие биологии

Биология - наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (слово, учение). Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека.

Слайд 3

Виды живых существ на планете

Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс. видов растений, более 2,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.
фото. Ричард Оуэн со скелетом Моа

Слайд 4

Эволюционное учение

Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение. Понимание этих законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.
фото. Автор эволюционной теории Ч. Дарвин

Слайд 5

Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения

Микробиология изучает мир бактерий.

Слайд 6

Ботаника

Ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений.

Слайд 7

Зоология

Зоология - царства животных и т. д.

Слайд 8

Генетика

Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика - закономерности наследования признаков,

Слайд 9

Биохимия

Биохимия - пути превращения органических молекул, экология -взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.

Слайд 10

Другие науки в биологии

В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология - учение о клетке, гистология - учение о тканях и т.д.

Слайд 11

Методы науки биология

Биология использует самые различные методы. Один из важнейших - исторический, служащий основой осмысления получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.

Слайд 12

Граничащие с биологией дисциплины

В самых различных областях биологии все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками - физикой, химией, математикой, кибернетикой и др. Так возникли биофизика, биохимия, бионика.

Слайд 13

Значение биологии

Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.

Слайд 14

  • Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в науке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.
  • Американские биологи предложили использовать методы генной инженерии для борьбы с глобальным потеплением. По их мнению, стоимость проведения генетических исследований уменьшилась настолько, что создание специальных сортов просо для переработки в топливо стало реальностью.
  • Слайд 15

    С помощью генной инженерии создают организмы с новыми, в том числе и с не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящее время позволяет получать промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.

    Слайд 16

    Использование знаний биологии в других областях

    • На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирования эффективных искусственных сооружений и механизмов.
    • Конструкция пчелиных сот легла в основу для изготовления «сотовых панелей» для строительства.
  • Слайд 17

    Последствия незнания и игнорирования биологических законов

    В то же время незнание или игнорирование законов биологии приводит к тяжелым последствиям как для природы, так и для человека. Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, предусмотреть в проекте гидроэлектростанции обводные каналы для рыбы, удержаться от желания собрать букет полевых цветов - все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни.

    Слайд 18

    Исключительная способность живой природы к восстановлению создала иллюзию ее неуязвимости к разрушительным воздействиям человека, безграничности ее ресурсов. Теперь мы знаем, что это не так. Поэтому вся хозяйственная деятельность человека сейчас должна строиться с учетом принципов организации биосферы.

    Слайд 19

    Загрязнение природы

    От загрязнения воздуха пострадало около 5,5 миллионов человек в Сантьяго, Чили.Снимок сделан 30 июля 1999 года.

    Слайд 20

    Вырубка лесов в Амазонии, Бразилия. Фотография сделана 7 марта 1997 года.Ежегодно в мире вырубается 11,3 миллиона гектаров лесов.

    Слайд 21

    Значение биологии

    Значение биологии для человека огромно. Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений.

    Слайд 22

    Ученые вывели сотни сортов зерновых, бобовых, масличных и других культур, отличающихся от предшественников высокой продуктивностью и другими полезными качествами. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.

    Слайд 23

    Большое значение в биологии придается решению проблем, связанных с выяснением тонких механизмов биосинтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь синтезу органических пищевых веществ вне растительных и животных организмов. Кроме того, использование в промышленности (в строительстве, при создании новых машин и механизмов) принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.

    Слайд 24

    В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численностью городского населения, непосредственно не участвующего в сельскохозяйственном производстве.

    Слайд 25

    В такой ситуации основой увеличения пищевых ресурсов может быть лишь интенсификация сельского хозяйства. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное, научно обоснованное использование природных богатств.

  • Слайд 26

    Литература

    • Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.
    • http://сайт/
  • Посмотреть все слайды


    • Актуализировать биологические знания.
    • Рассмотреть методы науки.
    • Выявить значение общей биологии и ее место в системе биологических знаний.


    СИНКВЕЙН ПОНЯТИЯ «БИОЛОГИЯ»

    • Понятие (слово)
    • Прилагательное
    • Биология.
    • Интересная, значимая.
    • Открывает, изучает, экспериментирует.
    • Помогает понять живую природу.
    • Наука.

    (2 слова)

    3. Глаголы (3 слова)

    4. Предложение

    (4 слова)

    • Существительное

    (1 слово)



    Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс. видов растений, более 2,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.

    Ричард Оуэн со скелетом Моа


    Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение. Понимание этих законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.


    КАКИЕ БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ВАМ ИЗВЕСТНЫ?


    БИОЛОГИЮ ПОДРАЗДЕЛЯЮТ НА ОТДЕЛЬНЫЕ НАУКИ ПО ПРЕДМЕТУ ИЗУЧЕНИЯ.

    Так, микробиология изучает мир бактерий;

    Бледная спирохета


    Ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений;

    Вереск обыкновенный

    Василёк луговой


    Зоология - царства животных и т. д.

    Белка обыкновенная


    Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов:

    генетика - закономерности наследования признаков

    Мендель, Грегор Иоганн

    1865. Открыты законы наследственности.


    Биохимия - пути превращения органических молекул, экология -взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология .

    Биохимия Краткий курс.

    • http://health.sumy.ua/11758-biokhimija-kratkijj-kurs.-e.s.-severin.html

    Физиология человека

    • http://mednik.com.ua/node/2236

    В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология - учение о клетке, гистология - учение о тканях и т. д.

    В молекуле ДНК важна любая мелочь


    ЧТО ОТЛИЧАЕТ ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ ОТ ДРУГИХ НАУК?

    • Эксперимент- один из методов биологии.
    • Метод – способ практического и теоретического действия, направленного на овладение объектом.

    Какие еще методы биологии вы знаете?


    Биология использует самые различные методы. Один из важнейших - исторический, служащий основой осмысления получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.

    Дарвиновский музей.

    Микроскоп Р. Гука.


    МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ :

    • Наблюдения
    • Описательный
    • Сравнительный
    • Экспериментальный
    • Исторический
    • Моделирования

    ПОДУМАЙТЕ И НАПИШИТЕ О КАКОМ МЕТОДЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ИДЕТ РЕЧЬ:

    Характеристика метода

    Название метода


    Характеристика метода

    Название метода

    1. Собирание и описание фактов

    Описательный

    2. Целенаправленное изучение явлений в точно установленных условиях, позволяющие воспроизводить и наблюдать эти явления

    Экспериментальный

    3. Изучение процесса или явления через воспроизведение его в виде модели; метод позволяет воспроизвести такие экспериментальные условия, которые в реальности воссоздать порой невозможно

    Моделирования

    4. Сопоставление организмов и их частей, нахождение черт сходства и различия

    Сравнительный

    5. Выяснение закономерностей появления и развития организмов

    Исторический

    6. Преднамеренное целенаправленное восприятие объектов и процессов с целью осознания его существенных свойств

    Наблюдения


    АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТА

    • Постановка проблемы, формулирование темы, целей и задач исследования.
    • Выдвижение гипотез.
    • Планирование хода исследования, выбор методики.
    • Проведение практической части исследования, регистрация данных.
    • Обработка полученных результатов.
    • Анализ полученных результатов.
    • Формулирование выводов.
    • Определение комплекса нерешенных вопросов.
    • Оформление итогов исследования.




    Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в науке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.

    Американские биологи предложили использовать методы генной инженерии для борьбы с глобальным потеплением. По их мнению, стоимость проведения генетических исследований уменьшилась настолько, что создание специальных сортов просо для переработки в топливо стало реальностью.



    На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирования эффективных искусственных сооружений и механизмов.

    Конструкция пчелиных сот легла в основу для изготовления «сотовых панелей» для строительства











    ЛИТЕРАТУРА

    Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004.

    Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.

    БИОЛОГИЯ – НАУКА О ЖИЗНИ

    Умаралиева М. Т.

    Учитель биологии академического лицея при Ташфарми


    • Биоло́гия (греч. βιολογία; от др.-греч. βίος - жизнь + λόγος - учение , наука ) - система наук, объектами изучения которой являются живые существа и их взаимодействие с окружающей средой .

    • Биология изучает все аспекты жизни , в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле . Классифицирует и описывает живые существа, происхождение их видов , взаимодействие между собой и с окружающей средой .

    • Термин «биология» был введён независимо несколькими авторами:
    • Фридрихом Бурдахом в 1800 году ,
    • Готфридом Рейнхольдом Тревиранусом в 1802 году
    • Жаном Батистом Ламарком .

    • В основе современной биологии лежат пять фундаментальных принципов:
    • клеточная теория ,
    • эволюция ,
    • генетика ,
    • гомеостаз
    • энергия .
    • В настоящее время биология - стандартный предмет в средних и высших учебных заведениях всего мира. Ежегодно публикуется более миллиона статей и книг по биологии, медицине и биомедицине

    Формы жизни

    • Неклеточные формы жизни
    • вирусы
    • бактериофаги
    • Клеточные формы жизни-органический мир

    Прокариоты Эукариоты

    Бактерии - грибы

    Сине – - растения

    зеленые - животные

    водоросли (цианобактерии)


    Органический мир можно разделить на четыре царства

    бактерии

    грибы

    растения

    животные


    Что объединяет бактерий, грибов, растений, животных в один единый органический мир?

    Что у них общего?




    СПЕЦИФИЧЕСКАЯ ОСОБЕННОСТЬ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

    1. Клеточное строение

    8. Движение

    9.Раздрожимость

    10.Рост

    12.Разможение

    13.Регенерация

    7.Выделение

    14.Саморегуляция


    • Общность химического состава . Главными особенностями химического состава клетки и многоклеточного организма являются соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются.
    • Общность химического состава живых систем и неживой природы говорит о единстве и связи живой и неживой материи. Весь мир представляет собой систему, в основании которой лежат отдельные атомы. Атомы, взаимодействуя друг с другом, образуют молекулы. Из молекул в неживых системах формируются кристаллы горных пород, звезды, планеты, вселенная. Из молекул, входящих в состав организмов формируются живые системы – клетки, ткани, организмы.

    1. Клеточное строение

    Кле́тка - структурно-функциональная элементарная единица строения и жизнедеятельности всех организмов (кроме вирусов, о которых нередко говорят, как о неклеточных формах жизни), обладающая собственным обменом веществ, способная к самостоятельному существованию, самовоспроизведению, либо является одноклеточным организмом.


    • Обмен веществ – все живые организмы способны к обмену веществ с окружающей средой, т.е. поглощает из неё вещества необходимые для питания, и выделяют продукты жизнедеятельности.

    • - свойство родителей передавать свои признаки и особенности развития следующем поколениям. Благодаря этому все особи в пределах вида сходны между собой.

    • Такая преемственность наследственных свойств обеспечивается передачей генетической информации, которая хранится в молекулах ДНК.

    • -способность организмов проявлять новые признаки и свойства. Благодаря изменчивости все особи в пределах вида различны между собой.

    • - процесс поглощения пищи живыми организмами для поддержания нормального течения физиологических процессов жизнедеятельности , в частности, для восполнения запаса энергии и реализации процессов роста и развития .

    Источник углерода

    Источник энергии

    Неорганический углерод

    Световая энергия

    Органический углерод

    Автотрофы (самопитающие)

    Химическая энергия

    Фототрофы

    Гетеротрофы

    Зеленые растения

    Хемотрофы

    Фотосинтезирующие бактерии

    Хемотрофные бактерии N, H,S,Fe (ненуждаются в готовой пище)

    Сапрофиты


    • Автотрофы (автотрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода углекислый газ (растения и некоторые бактерии). Иначе говоря, это организмы, способные создавать органические вещества из неорганических – углекислого газа, воды, минеральных солей.

    • В зависимости от источника энергии автотрофы делят на фототрофов и хемотрофов.
    • Фототрофы организмы, использующие для биосинтеза световую энергию (растения, цианобактерии).
    • Хемотрофы организмы, использующие для биосинтеза энергию химических реакций окисления неорганических соединений (хемотрофные бактерии: водородные, нитрифицирующие, железобактерии, серобактерии и др.).

    • Гетеротрофы (гетеротрофные организмы) – организмы, использующие в качестве источника углерода органические соединения (животные, грибы и большинство бактерий). Иначе говоря, это организмы, не способные создавать органические вещества из неорганических, а нуждающиеся в готовых органических веществах.

    • Сапрофиты организмы, питающиеся, мертвой разлагающиеся пищи. Выделяют ферменты непосредственно на продукт питания, который подвергается перевариванию или расщеплению и всасывается сапрофитом.
    • Например: зеленая эвглена, бактерии брожения, бактерии гниения, дрожжи, плесневые грибы, шляпочные грибы

    • -процесс при котором органические вещества, полученные в качестве пищи подвергаются окислению, расщеплению и при этом выделяется энергия, которая расходуется на синтез АТФ.
    • Аэробное дыхание
    • С 6 Н 12 О 6 +6О 2 →6СО 2 +6Н2О+Q 38АДФ+ 38Н 3 РО 4 →38 АТФ
    • Анаэробное дыхание:
    • А) молочнокислое брожение:
    • С 6 Н 12 О 6 → 2 молочные кислоты+Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ
    • В) спиртовое брожение:
    • С 6 Н 12 О 6 →этиловый спирт + СО 2 +Q 2АДФ+2Н 3 РО 4 →2АТФ

    • –ответная реакция живых организмов на воздействие факторов внешней среды:
    • 1)Ответная реакция живых организмов которые не имеют нервную систему называют: таксисом, тропизмом, настией.
    • Фототаксис – двигательные реакции свободно передвигающиеся назших растений и животных под влиянием света(зеленая эвглена, хламидомонада)
    • Фототропизм – двигательные реакции растения под воздействием света, направление которых зависит от направления света.
    • Фотонастия –двигательные реакции растений под воздействием света, направление которых не зависит от направления воздействия.
    • 2)Ответная реакция живых организмов имеющая нервную систему называют рефлексом .

    • (репродукция или самовоспроизведение) –свойство организмов воспроизводить себе подобных.
    • Живые организмы размножаются двумя способами:
    • а) бесполое размножение;
    • б) половое размножение.


    Рост

    • Рост

    количественное увеличение с сохранением собственного строения.


    • качественное обновление.
    • У живых организмов различают:
    • а)индивидуальное развитие- онтогенез (Геккель, 1866)
    • б)историческое развитие- филогенез .

    • Регенерация – восстановление утраченных частей тела (ткань, орган, клетка) после повреждения
    • Саморегуляция - каждый организм имеет механизм саморегуляции. Это свойство связано с гомеостазом.
    • Гомеостаз – обеспечение постоянства внешнего строения, внутренней среды, химического состава и протекания физиологических процессов в ответ на непрерывно меняющейся условия внешней среды.

    • – свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности. Иными словами организм жив, пока в нем происходит обмен веществами и энергией с окружающей средой.

    • – в процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды (адаптации). Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.

    • Уровни организации живых систем отражают соподчиненность, иерархичность структурной организации жизни. Уровни жизни отличаются друг от друга сложностью организации системы.
    • Уровень жизни – это форма и способ ее существования . Например, вирус существует в виде молекулы ДНК или РНК, заключенной в белковую оболочку. Это форма существования вируса. Однако свойства живой системы вирус проявляет, только попав в клетку другого организма. Там он размножается. Это способ его существования.

    • Молекулярно-генетический уровень представлен отдельными биополимерами (ДНК, РНК, белками, липидами, углеводами и другими соединениями);
    • Органоидно - клеточный – уровень, на котором жизнь существует в форме клетки – структурной и функциональной единицы жизни. На этом уровне изучаются такие процессы, как обмен веществ и энергии, обмен информацией, размножение, фотосинтез, передача нервного импульса и многие другие.
    • Организменный – это самостоятельное существование отдельной особи – одноклеточного или многоклеточного организма.
    • Популяционно-видовой – уровень, который представлен группой особей одного вида – популяцией; именно в популяции происходят элементарные эволюционные процессы – накопление, проявление и отбор мутаций.
    • Биогеоценотический – представлен экосистемами, состоящими из разных популяций и среды их обитания.
    • Биосферный – уровень, представляющий совокупность всех биогеоценозов. В биосфере происходит круговорот веществ и превращение энергии с участием организмов. Продукты жизнедеятельности организмов участвуют в процессе эволюции Земли.


    • 1. Главный признак живого –
    • 1) движение;
    • 2) увеличение массы;
    • 3) рост;
    • 4) обмен веществ и энергии;
    • 2. Что является единицей строения и жизнедеятельности организма?
    • 1) Ткань.
    • 2) Система органов.
    • 3) Орган.
    • 4) Клетка.
    • 3. Какие признаки характерны для всех живых организмов?
    • 1) Активное передвижение.
    • 2) Дыхание, питание, рост, размножение.
    • 3) Поглощение из почвы растворённых в воде минеральных солей.
    • 4) Образование органических веществ из неорганических.

    • 4. Клеточное строение организмов свидетельствует:
    • 1) о сходстве живой и неживой природы;
    • 2) о единстве органического мира;
    • 3) о связи организма со средой;
    • 4) об отличии растений и животных.
    • 5. Все организмы способны к
    • 1) дыханию, питанию, размножению
    • 2) активному передвижению в пространстве
    • 3) образованию органических веществ из неорганических
    • 4) поглощению из почвы растворенных в воде минеральных веществ
    • 6. Грибы – живые организмы, так как они
    • 1) питаются, растут, размножаются;
    • 2) изменяются под воздействием среды;
    • 3) имеют разнообразную форму и размеры;
    • 4) составляют одно из звеньев экосистемы.

    • 7. Генетика – наука, изучающая закономерности:
    • 1) наследственности и изменчивости организмов
    • 2) взаимоотношения организмов и среды
    • 3) исторического развития органического мира
    • 4) индивидуального развития организмов 8. Строение и функции органоидов клетки изучает наука:
    • 1) генетика 3) селекция
    • 2) цитология 4) фенология 9. Живые системы считаются открытыми потому, что они:
    • 1) построены из тех же химических элементов, что и неживые системы
    • 2) обмениваются веществами, энергией и информацией с внешней средой
    • 3) обладают способностью к адаптациям
    • 4) способны размножаться
    • 10. Межвидовые отношения начинают проявляться на … уровне:
    • 1) биогеоценотическом 3) организменном
    • 2) популяционно-видовом 4) биосферном

    • Ответы:
    • 1 – 4
    • 2 – 4
    • 3 – 2
    • 4 – 2
    • 5 – 1
    • 6 – 1
    • 7 – 1
    • 8 – 2
    • 9 – 2
    • 10 - 2

    Слайд 1

    Биология - наука о жизни

    Составитель Большаков С. В.

    Слайд 2

    Биология - наука о жизни. Ее название возникло из сочетания двух греческих слов: bios (жизнь) и logos (слово, учение). Биология изучает строение, проявления жизнедеятельности, среду обитания всех живых организмов: бактерий, грибов, растений, животных, человека.

    Слайд 3

    Живое на Земле представлено необычайным разнообразием форм, множеством видов живых существ. В настоящее время уже известно около 600 тыс. видов растений, более 2,5 млн. видов животных, большое количество видов грибов и прокариот, населяющих нашу планету. Ученые постоянно обнаруживают и описывают новые виды, как существующие в современных условиях, так и вымершие в минувшие геологические эпохи.

    Ричард Оуэн со скелетом Моа

    Слайд 4

    Раскрытие общих свойств живых организмов и объяснение причин их многообразия, выявление связей между строением и условиями окружающей среды относятся к основным задачам биологии. Важное место в этой науке занимают вопросы возникновения и законы развития жизни на Земле - эволюционное учение. Понимание этих законов является основой научного мировоззрения и необходимо для решения практических задач.

    Слайд 5

    Биологию подразделяют на отдельные науки по предмету изучения.

    Так, микробиология изучает мир бактерий;

    Бледная спирохета

    Слайд 6

    ботаника исследует строение и жизнедеятельность представителей царства растений;

    Вереск обыкновенный

    Василёк луговой

    Слайд 7

    зоология - царства животных и т. д.

    Белка обыкновенная

    Слайд 8

    Вместе с тем развиваются области биологии, изучающие общие свойства живых организмов: генетика - закономерности наследования признаков,

    Мендель, Грегор Иоганн

    1865. Открыты законы наследственности.

    Слайд 9

    биохимия - пути превращения органических молекул, экология -взаимоотношения популяций с окружающей средой. Функции живых организмов изучает физиология.

    Биохимия Краткий курс. http://health.sumy.ua/11758-biokhimija-kratkijj-kurs.-e.s.-severin.html

    Физиология человека http://mednik.com.ua/node/2236

    Слайд 10

    В соответствии с уровнем организации живой материи выделились такие научные дисциплины, как молекулярная биология, цитология - учение о клетке, гистология - учение о тканях и т. д.

    В молекуле ДНК важна любая мелочь http://newspaper.beta.kpv.ru/print.html?number=15629

    Слайд 11

    Биология использует самые различные методы. Один из важнейших - исторический, служащий основой осмысления получаемых фактов. К традиционным относится описательный метод; широко используются инструментальные методы: микроскопия (светооптическая и электронная), электрография, радиолокация и др.

    Дарвиновский музей. Микроскоп Р. Гука. http://www.darwin.museum.ru/expos/livenature/2_micro_guk.htm.

    Слайд 12

    В самых различных областях биологии все больше возрастает значение пограничных дисциплин, связывающих биологию с другими науками - физикой, химией, математикой, кибернетикой и др. Так возникли биофизика, биохимия, бионика.

    Слайд 13

    Возникновение жизни и функционирование живых организмов обусловлены естественными законами. Познание этих законов позволяет не только составить точную картину мира, но и использовать их для практических целей.

    Слайд 14

    Достижения биологии последнего времени привели к возникновению принципиально новых направлений в науке, ставших самостоятельными разделами в комплексе биологических дисциплин. Так, раскрытие молекулярного строения структурных единиц наследственности (генов) послужило основой для создания генной инженерии.

    Американские биологи предложили использовать методы генной инженерии для борьбы с глобальным потеплением. По их мнению, стоимость проведения генетических исследований уменьшилась настолько, что создание специальных сортов просо для переработки в топливо стало реальностью.

    http://www.gzt.ru/science/2009/05/13/190536.html

    Слайд 15

    С помощью генной инженерии создают организмы с новыми, в том числе и с не встречающимися в природе, комбинациями наследственных признаков и свойств. Практическое применение достижений современной биологии уже в настоящее время позволяет получать промышленным путем значительные количества биологически активных веществ.

    Слайд 16

    На основе изучения взаимоотношений между организмами созданы биологические методы борьбы с вредителями сельскохозяйственных культур, многие приспособления живых организмов послужили моделями для конструирования эффективных искусственных сооружений и механизмов.

    Конструкция пчелиных сот легла в основу для изготовления «сотовых панелей» для строительства

    Слайд 17

    В то же время незнание или игнорирование законов биологии приводит к тяжелым последствиям как для природы, так и для человека. Настало время, когда от поведения каждого из нас зависит сохранность окружающего мира. Хорошо отрегулировать двигатель автомобиля, предотвратить сброс ядовитых отходов в реку, предусмотреть в проекте гидроэлектростанции обводные каналы для рыбы, удержаться от желания собрать букет полевых цветов - все это позволит сохранить окружающую среду, среду нашей жизни.

    Слайд 18

    Исключительная способность живой природы к восстановлению создала иллюзию ее неуязвимости к разрушительным воздействиям человека, безграничности ее ресурсов. Теперь мы знаем, что это не так. Поэтому вся хозяйственная деятельность человека сейчас должна строиться с учетом принципов организации биосферы.

    http://www.himbat.ru/forum/viewtopic.php?t=2098

    Слайд 19

    От загрязнения воздуха пострадало около 5,5 миллионов человек в Сантьяго, Чили. Снимок сделан 30 июля 1999 года.

    Слайд 20

    Вырубка лесов в Амазонии, Бразилия. Фотография сделана 7 марта 1997 года. Ежегодно в мире вырубается 11,3 миллиона гектаров лесов.

    http://nevsedoma.com.ua/index.php?newsid=16557

    Слайд 21

    Значение биологии для человека огромно. Общебиологические закономерности используются при решении самых разных вопросов во многих отраслях народного хозяйства. Благодаря знанию законов наследственности и изменчивости достигнуты большие успехи в сельском хозяйстве при создании новых высокопродуктивных пород домашних животных и сортов культурных растений.

    http://chizhkovsasha.narod.ru/Agrarward_Dom_zad/Porodi_selhoz_zhivotnih/pigs.html

    Слайд 22

    Ученые вывели сотни сортов зерновых, бобовых, масличных и других культур, отличающихся от предшественников высокой продуктивностью и другими полезными качествами. На основе этих знаний проводится селекция микроорганизмов, продуцирующих антибиотики.

    Слайд 23

    Большое значение в биологии придается решению проблем, связанных с выяснением тонких механизмов биосинтеза белка, тайн фотосинтеза, которые откроют путь синтезу органических пищевых веществ вне растительных и животных организмов. Кроме того, использование в промышленности (в строительстве, при создании новых машин и механизмов) принципов организации живых существ (бионика) приносит в настоящее время и даст в будущем значительный экономический эффект.

    Слайд 24

    В дальнейшем практическое значение биологии еще больше возрастет. Это связано с быстрыми темпами роста населения планеты, а также с постоянно возрастающей численностью городского населения, непосредственно не участвующего в сельскохозяйственном производстве.

    http://www.stolica-s.ru/news-1377-effekt-tolpyi.htm

    Слайд 25

    В такой ситуации основой увеличения пищевых ресурсов может быть лишь интенсификация сельского хозяйства. Важную роль в этом процессе будет играть выведение новых высокопродуктивных форм микроорганизмов, растений и животных, рациональное, научно обоснованное использование природных богатств.

    Слайд 26

    Литература

    Захаров В. Б. Общая биология: Учеб. Для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. - М.: Дрофа, 2004. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.