Цели: познакомить обучающихся с новым учебником литературного чтения, с его системой условных обозначений, содержанием, словарем, с обращением авторов учебника; обобщить знания, полученные на уроках литературного чтения в 3 классе.

Планируемые результаты: предметные: умения называть элементы учебной книги, находить их, быстро в них ориентироваться, отвечать на вопросы: в чем заключается талант читателя, какую роль играет читательское воображение в процессе чтения литературных произведений; метапредметные:

— формулирование учебной задачи урока исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,

— анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли,

— ответы на вопросы на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения; личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, аккуратность в ее использовании, знание правил выбора обложки и закладки для учебной книги.

Оборудование: мультимедиапроектор (по возможности), выставка книг, любимых детьми данного класса, карточки со стихотворениями, магнитная азбука (из нее составлены название учебника, фамилии писателей).

Ход урока

I. Организационный момент

II. Речевая разминка

1. Вариативное чтение

— Прочитайте стихотворение самостоятельно.

Любят девчонки кукол и мишек,

Я же, признаться, в восторге от книжек.

С ними играю и с ними я сплю —

Книжки я больше игрушек люблю!

Сотни сюжетов красивых и разных

Сказок и басен, стихов и рассказов!..

И не устану всегда повторять я:

Чтение — лучшее в мире занятие.

С. Лопатина

— Прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

— Прочитайте с интонацией удивления (еще: с утвердительной интонацией, с интонацией раздражения, с интонацией восхищения, весело.)

— Какие чувства, мысли возникли у вас при чтении этого стихотворения?

(Дети делятся своими впечатлениями.)

— Какие книги вы прочитали за время каникул? (Ответы детей.)

2. Выразительное чтение

— Прочитаем выразительно стихотворение Всеволода Рождественского.

Друзья мои! С высоких книжных полок

Приходите ко мне вы по ночам,

И разговор наш — краток или долог —

Всегда бывает нужен мне и вам...

Рассеявшийся некогда, как дым,

И то, что в вас страдало и боролось,

Вдруг стало чудодейственно моим.

В. Рождественский

Вы не только знаете все буквы, но и научились хорошо читать. Как много книг успели прочитать за летние каникулы! Вы молодцы!

— Но, как думаете, чему же тогда мы будем учиться на уроках литературного чтения? (Ответы детей.)

В книгах хранятся знания, опыт, идеи человечества. Читая книги, человек постепенно формирует свои убеждения, мировоззрение, он углубляет понимание жизни и расширяет взгляд на нее. Тот, кто постоянно читает, развивает логическое мышление, воображение, умение рассуждать о разных жизненных проблемах, ситуациях. Чтение помогает найти ответы на вопросы, которые волнуют каждого человека, решение любой проблемы. Книги вдохновляют и мотивируют уже не одно поколение людей на достижение все больших результатов, на улучшение себя. Откройте для себя новые возможности, о которых раньше вы могли не знать!

В наше время люди настолько поглощены бесполезным времяпровождением, тягой к развлечениям, что даже не задумываются о том, что самое простое, что можно сделать, чтобы изменить к лучшему хоть что-нибудь в своей жизни, — это начать читать. Тысячи книжек уже ждут вас, чтобы их использовали именно вы!

— Определите тему и цели нашего первого урока.

III. Работа по теме урока

Знакомство с новым учебником

— А теперь мы с вами отправимся в замечательную страну, которая называется... Определите сами ее название, собрав рассыпавшиеся буквы.

И Л Т Е А Т У Р И Я Р

— Что у вас получилось? (Литературия.)

Да, страна Литературия приглашает нас в путешествие по страницам своих удивительных книг.

— Обратимся к учебнику. Как он называется? («Литературное чтение».)

— Нравится ли он вам? Чем? {Да, учебник новый, очень красивши и, скорее всего, интересный.)

— Какие правила работы с учебной книгой вы знаете? Для чего они существуют? (Учебник нужно поместить в обложку, вложить закладку. Нельзя загибать уголки страниц. Листать книгу надо аккуратно. Эти правила созданы для того, чтобы сохранить книги для других учеников.)

— Полистайте учебник. Обратите внимание на иллюстрации. Что вы можете сказать о них? (Художники, работавшие над книгой, стремились показать красоту русской природы, оригинальность и своеобразие храмов Древней Руси, многие из которых сохранились до наших дней. Понравились изображения героев литературных произведений. И т. д.)

— Почему учебных книг две? (Учебник состоит из двух частей. Мы будем изучать их последовательно. Это удобно — портфель станет легче.)

— Что нарисовано на обложке первой части учебника и почему? (Новый учебник поведет ребят по стране Литературии от самых первых русских книг, появившихся более тысячи лет тому назад, до произведений современных и любимых писателей, как российских, так и зарубежных.)

— Какие элементы книги вы знаете? Назовите их. (Обложка, или переплетная крышка, титульный лист, оборот титульного листа, шмуцтитулы, страницы, развороты, иллюстрации, содержание, концевая полоса.)

— Определите назначение каждого элемента. (Ответы детей.)

— Подумайте, зачем нам нужно знать элементы книги.

— А какие разделы указаны в содержании? {«Книга в мировой культуре», «Истоки литературного творчества», «О Родине, о подвигах, о славе», «Жить по совести, любя друг друга», «Литературная сказка», «Великие русские писатели», «Литература как искусство слова».)

— Какие произведения прозаиков и поэтов, указанных в данном учебнике, мы читали в прошлые годы учебы? (Ответы детей.)

— Проанализируйте условные обозначения, данные на обороте титульного листа. Нет ли среди них новых знаков? Какие из них вы запомнили? (Работаем в паре, работаем в группе, читаем (работаем) вместе со взрослым, работаем самостоятельно, работаем в творческой тетради, ищем информацию, работаем со словарем в конце учебника.)

— В каких случаях необходимо пользоваться словарем в конце учебника? На каких страницах он расположен? (В первой части учебника словарь расположен на с. 155—156, во второй — на с. 157.)

— Откройте первую часть учебника на с. 3 и прочитайте обращение авторов к вам.

— Задайте по этому тексту вопросы одноклассникам.

IV. Физкультминутка

V. Продолжение работы по теме урока

Литературная викторина

— Расшифруйте записанные на доске фамилии поэтов, писателей. (Есенин, Тютчев, Пушкин, Пришвин.)

СЕИНЕН ВЮЧТЕТ УПКИНШ ШПИРНИВ

— Угадайте верное название произведения, зная его автора.

Ш. Перро «Синяя бейсболка». («Красная Шапочка».)

Русская народная сказка «Квадратик». («Колобок».)

Г.-Х. Андерсен «Ручные утята». («Дикие лебеди».)

К. Чуковский «Подаренная луна». («Краденое солнце».)

— Отгадайте загадки-шутки.

Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.)

Не цветы, а вянут, не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые. (Уши.)

Он в голове у легкомысленного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчезает; на него бросают слова и деньги те, кто не знает им цену. (Ветер.)

Его проглатывают, когда молчат, или держат за зубами, пытаясь сохранить секрет. (Язык.)

VI. Рефлексия

— Выберите любое начало предложения и продолжите его.

Сегодня на уроке я узнал...

На этом уроке я похвалил бы себя за...

После урока мне захотелось...

Сегодня я сумел...

VII. Подведение итогов урока

— Как называется наш учебник?

— Каковы ваши впечатления от работы на уроке?

Домашнее задание

Принести книгу, наиболее понравившуюся из прочитанных летом.

Тема разработки:

Урок литературного чтения по произведению

В. Осеевой «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Ф.И.О.: Шутова Екатерина Александровна

Должность: учитель начальных классов

МБОУ «Школа 156 им. Б.И. Рябцева»

Индекс и почтовый адрес: 603068, Нижний Новгород,

ул. Красносормовская, д.6, кв.5

Контактные телефоны: 89524461221

Тема урока: В. Осеева «Почему?» (В учебнике: «В. Осеева «Почему?»»).

Задачи урока :

Предметные:

    соотносить содержание рассказа с пословицей; моделировать семейные взаимоотношения; формулировать правила поведения.

Метапредметные:

    понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить; осуществлять самопроверку; отвечать на итоговые вопросы; оценивать свои достижения на уроке;

    оформлять свои мысли в устной форме, формулировать выводы;

Личностные:

ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить героев с нравственными нормами, сформировать собственную позицию поведения.

Методы обучения : словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся : фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Теоретическое обоснование

Организационный момент (1 мин)

Рады слышать мы звонок,

Думать, спорить, размышлять!

Учащиеся садятся за парты.

Мотивация учебной деятельности

Ребята, по дороге на урок мне вручили необычную телеграмму, адресованную вам. (слайд 4)

В ней сообщается, что на одного мальчика напал страшный зверь и грызет его по ночам. Он очень просит вас помочь ему. Узнать, как зовут зверя и как с ним справится. У вас есть предположения, что это за зверь?

Еще мне стало известно, что это зверь как-то связан с произведением, которое мы читали на прошлом уроке. О каком произведении я говорю?

Думаю, к концу урока нам удастся узнать, кто это.

Учащиеся предлагают варианты.

О произведении В. Осеевой «Почему?»

Личностное УУД

Положительное отношение к учению

Актуализация знаний о произведении

Ребята, чтобы помочь мальчику, нам надо как следует вспомнить прочитанный текст и всё, что мы уже успели о нём узнать.

К какому жанру относится произведение?

Какой вид текста отвечает на вопрос «Почему»?

Проверим, насколько вы были внимательны на предыдущих уроках литературного чтения.

Восстановите последовательность событий в рассказе на своих карточках.

(Приложение 2, слайд 5)

    Бум наказан.

    Мальчик с собакой.

    Сын признался.

    Чашка разбилась.

    У каждого своё почему.

    Это…Бум!

  1. Расстроенный лай.

    Все дома!

    Он будет жить в будке!

    Бум один на крыльце.

Проверим ваши версии

Посмотрим, в каком порядке события происходили на самом деле.

Рассказ

Рассуждение

Учащиеся выполняют задание на карточках.

Учащиеся высказывают свои версии

Учащиеся сравнивают свои работы с правильным ответом

Познавательное логическое УУД обобщение

Действие по плану

Работа по карточкам

Высказывание вывода по работе

Постановка учебной задачи

Ребята, сейчас я прочитаю вам небольшое стихотворение, а вы постарайтесь определить, на какой вопрос мы должны сегодня с вами найти ответ (слайд 7)

Почему сегодня снег все укрыл вокруг?
Почему луна исчезла ранним утром вдруг?
Почему всегда с улыбкой в школу мы идем?
Почему друзей в дороге за руку берем?

Ребята в каких случаях задают вопрос «Почему»?

Кто из вас догадался, чем мы будем заниматься сегодня на уроке? (слайд 8)

Учащиеся слушают стихотворение.

Когда хотят выяснить причину.

Мы должны определить причину поступков героев в рассказе «Почему?» В.Осеевой.

Познавательное логическое УУД анализа на основе устного восприятия текста

Коммуникативное УУД

Диалог с учителем.

Регулятивное УУД

Сохранение учебной задачи

Исследовательская работа

Задача, стоящая сегодня перед нами, очень трудна. Она требует умения смотреть на проблему с нескольких сторон. Поэтому работать вы будете в парах.

Я очень прошу вас помнить о том, что при этом виде работ надо не только высказывать своё мнение, но и быть внимательным к другому члену своей команды. Всё, что скажете вы или ваш товарищ - очень важно. (Приложение 3)

Учащиеся получаю карточки для работы в парах, обсуждают задание. После чего выполняют его.

Регулятивное УУД

Действие по плану

Работа по карточкам

Коммуникативное УУД

Осуществление совместных действий в группе

Групповая работа

Вывод (3 мин)

Как вы ответили на вопросы и какой вывод вы сделали?

После всех ответов вопрос учитель открывает слайд 9.

После вывода – слайд 10.

Каждая пара учащихся даёт свои ответы на вопросы и высказывает итог, к которому она пришла.

Коммуникативное УУД

Формулировка мысли

Высказывание вывода по работе

Первичное закрепление

А сейчас я предлагаю вам обозначить ваше отношение к герою. Но не просто так, а с помощью красок и карандашей. У каждого из

вас есть лист бумаги. С одной его стороны вы обозначите свое отношение к главному герою в начале рассказа, а на другой – в конце рассказа. При этом подготовьтесь обосновать выбор цвета.

Итак, какие же цвета у вас получились?

Учащиеся работают самостоятельно на выданных листах

Учащиеся озвучивают свои варианты цветовых сочетаний. Показываю готовые работы.

Регулятивное УУД

Моделирование

Чтение учебника

А сейчас давайте найдём в тексте описание, как почувствовал себя мальчик после того, как признался маме.

Что, как вы думаете, помогло мальчику осмелиться на признание? (слайд 11)

1) мальчика мучила совесть;
2) мальчику было жаль Бума;
3) мальчик боялся наказания;
4) мальчик жалел маму.

Учащиеся зачитываю цитаты

Герой признается, что чашку разбил он, а не Бум. Совесть не давала ему покоя.

Познавательное УУД

Смысловое чтение

Работа с учебником

Выражение собственных мыслей

Познавательное УУД

Осуществление анализа

Работа с текстом

Ребята, почти каждый из вас сказал слово «совесть». А что оно обозначает? А как вы сами его понимаете?

В словаре Ожегова мы можем найти такое определение слову «Совесть» (слайд 12)

Учащиеся дают свои ответы

Совесть – это чувство нравственной ответственности за своѐ поведение перед окружающими людьми, обществом.

Регулятивное УУД

Познавательное УУД

Коммуникативное УУД

Выражение собственной мысли

Самостоятельная работа и самопроверка

Я думаю, что каждый из вас знает пословицы и поговорки про совесть. Вспомните их самостоятельно и попытайтесь объяснить их значение.

Наш урок подходит к концу. Но мы до сих пор не нашли ответ на вопрос, что же за зверь такой грызет по ночам мальчика, который прислал нам телеграмму?

Может быть, кто-нибудь из вас догадался? Чтобы помочь вам, я дам вам подсказку. Еще одну поговорку про совесть.

Учащиеся дают свои ответы:

Без зазрения совести.

Про его совесть можно написать повесть

Учащиеся отвечают, что совесть - самый страшный зверь. Если она не чиста - ночью спать не сможешь.

Личностное УУД

Положительное отношение к познавательной деятельности, преодоление трудностей

Самостоятельная работа

Контроль результата деятельности

Регулятивное УУД

Принятие и удержание учебной задачи

Личностное УУД

Домашнее задание

Пересказ с.96-103

Составить синквейн к слову «Совесть»

Учащиеся знакомятся с домашним заданием.

Учащиеся записывают домашнее задание в дневник.

Принятие и удержание учебной задачи

Рефлексия

Что нового мы узнали сегодня на уроке?

Что чистая совесть очень важна для человека. Она помогает ему спокойно жить и ничего не бояться.

Учащиеся дают себе оценку, поднимая квадратик соответствующего цвета

Красный – плохо понял

Желтый – остались вопросы

Зеленый- всё понятно.

Регулятивное УУД

Адекватная оценка своих достижений

Литературное чтение. 1 класс. Методические рекомендации. Стефаненко Н.А.

3-е изд., доп. - М.: 2017. - 112 с.

Данное пособие разработано в помощь учителю, реализующему в своей практике требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, определённые ФГОС. В пособии представлены научно-методические основы курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. и их реализация в УМК для 1 класса, особенности структуры, содержания и методического обеспечения учебника «Литературное чтение. 1 класс», календарно-тематическое планирование, планируемые результаты (личностные, метапредметные и предметные) по итогам изучения указанного курса в 1 классе, итоговая оценка достижения планируемых результатов.

Формат: pdf

Размер: 679 Кб

Смотреть, скачать: drive.google

СОДЕРЖАНИЕ
Что читать и как читать: концептуальные подходы к урокам литературного чтения в начальной школе 3
Научно-методические основы курса «Литературное чтение» и их реализация в УМ К для 1 класса 11
Реализация концептуальных идей ФГОС НОО в учебном курсе
«Литературное чтение» (первый год обучения). Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов 15
Соответствие содержания учебного курса «Литературное чтение» (первый год обучения) задачам духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России 15
Планируемые результаты обучения по курсу «Литературное чтение» (первый год обучения) 15
Личностные 34
Метапредметные 35
Предметные 37
Методические особенности работы по обновлённому учебнику «Литературное чтение» (1 класс). УМК «Литературное чтение» (1 класс) 40
Особенности структуры учебника. Формирование УДД 40
Особенности структуры и содержания урока в учебном курсе «Литературное чтение». Методические задачи при работе
со структурными элементами урока 48
Особенности проведения уроков по учебнику «Литературное чтение» (1 класс) 57
Методические разработки уроков к разделу «Жили-были
буквы» учебника «Литературное чтение» (1 класс) в контексте системно-деятельностного подхода 60
Структура и содержание других компонентов УМК 102
Календарно-тематическое планирование 106

Чтение в жизни каждого человека занимает важное место. Современный читатель в условиях господства телевидения, радио и кино не потерял интереса к чтению книг, которые обогащают внутренний мир человека, дают знания о жизни и окружающем мире, развивают мышление и доставляют читателю художественное наслаждение.
Учиться читать все дети начинают в разное время и по-разному, но только лишь в начальной школе обучение чтению приобретает целенаправленный характер, когда на уроках грамоты дети учатся читать по слогам. Однако это не означает, что с первых этапов обучения формируется только техническая сторона чтения как воссоздания звуковой структуры слова по его графической модели. Задача учителя в этот период значительно шире - сформировать у детей смысловое, сознательное, а не «озвучивающее» чтение.
При первоначальном обучении чтению важно обращать внимание ребёнка на значения слов, так как понимание смысла слова является не только целью чтения, но и надёжным средством самостоятельного контроля за правильностью чтения в этот период. Уровень чтения у овладевшего грамотой ребёнка достигает 20-30 слов в минуту при послоговом чтении. Естественно, такой уровень не может обеспечить глубокое понимание текста при самостоятельном чтении. Бытует ошибочное мнение, что ребёнку, владеющему слоговым чтением, достаточно предоставить литературные тексты, и навык у него будет сформирован сам. При таком подходе навык будет формироваться, но стихийно и долго, и чтение учащихся будет изобиловать большим количеством ошибок.

Андреюк Татьяна
Урок литературного чтения с использованием информационных технологий, методов и приемов по развитию критического мышления

Тема : М. М. Пришвин. Выскочка. (3 класс)

Цели : развитие речевых и читательских умений.

Задачи урока :

познакомить учащихся с произведениями М. Пришвина «Выскочка» ; пробудить познавательную активность.

работать над осознанностью чтения , над читательскими умениями;

расширять кругозор учащихся, развивать речь , наблюдательность, умение анализировать прочитанное; развивать критическое мышление ;

воспитывать любовь ко всему живому.

Оборудование : портрет писателя, тестовые карточки, иллюстрации с изображением сороки и собаки, компьютер, проектор, экран, печатные листы с биографией автора.

Ход урока

1. Организационный момент :

Методический прием «Корзина понятий»

Глядя на портреты этих писателей, что вы можете сказать об этих людях?

(Они писали рассказы о природе, о животных, о Родине.)

Давайте вспомним их имена (называют ФИО писателей) . Слайд 2.

Составление «Кластера» :

Давайте вспомним, какие жанры произведений писали эти авторы

(Писали – рассказы – очерки – сказки – о животных – о природе – о Родине).

Проведем логические цепочки (по записям) . Слайд 3.

2. Проверка домашнего задания :

Вспомним, с каким произведением знакомились на прошлом уроке ?

(В Бианки «Лесные домишки» литературная сказка .)

Какое задание было на дом? Проверим знание текста при помощи теста.

1. В какую игру играли ласточки – береговушки?

А) пятнашки;

Б) прятки;

В) классики.

2. Какой хищник охотился на Береговушку?

Б) сокол;

В) ястреб

3. Кто строит домик среди гальки на песке?

А) иволга;

Б) пеночка;

4. Какая птичка строит домик на воде из сухого тростника?

Б) пеночка;

В) чомга.

5. Кто строит домик из прутьев, просто накидывая их на ветви?

А) белка;

Б) вытютень;

В) чомга.

6. Кто строит шалашик в траве из сухой травы и мха?

А) чомга;

Б) пеночка;

7. Кто строит домик из сучьев и палок, внутри утепляя мхом?

А) белка;

Б) иволга;

В) пеночка.

8. Кто вьёт лёгкий домик из пеньки, волосков, стебельков?

А) иволга;

Б) пеночка;

В) витютень.

9. С кем не встретилась Береговушка?

Б) сорока;

В) чомга.

Поменяйтесь тетрадями и проверьте тест друг у друга. Оцените работу.

(1,2 ошибки – 4; 3,4ошибки – 3; 5ошибок и больше – 2)

Поднимите руки те, у кого 5….

ОТВЕТЫ :

1 2 3 4 5 6 7 8 9

а б в в б б а а б

Сегодня мы продолжим чтение рассказов М . М. Пришвина. Вспомним, что мы знаем об этом человеке и возможно узнаем что-то новое.

3. Метод «Чтение с пометами » .

При чтении биографии , карандашом выставлять пометки на полях.

V– уже знал

Узнал новое

?– хочу узнать

а) Самостоятельное чтение автобиографии (у каждого печатные листы) с пометами.

б) Проверка.

Что узнали нового?

Пришвин родился в селе Хрущёвое Орловской губернии, в обедневшей купеческой семье. Жилось в семье трудно – мать осталась вдовой с 5 детьми. Михаил учился в гимназии, из которой был отчислен за дерзость учителю. Семья была вынуждена уехать в Германию. Там он окончил университет, стал агрономом. Он собирался заниматься наукой, но прежде чем стал писателем, попробовал себя в нескольких профессиях. Он был агрономом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. А к 30 годам решил стать писателем.

Очень часто в произведениях Пришвина читатели встречаются с собаками. Все собаки, о которых рассказывает писатель, были «лично известны» автору – принадлежали ему самому или его друзьям. Он очень любил этих животных и даже немного завидовал их «нюхательному аппарату» : «Вот если бы мне такой аппарат, вот побежал бы я на ветерок по цветущей красной вырубке и ловил бы и ловил интересные мне запахи».

Неутомимый путешественник, он исходил и изъездил многие места нашей огромной страны. С наступлением ранней весны писатель отправлялся в леса, на речки и озера. Он внимательно наблюдал за всем, что происходило вокруг него, и не только наблюдал, но и исследовал. Михаил Михайлович с детства любил охоту, но его охота была особенной : не за птицей или зверем, а за открытиями.

Музей – усадьба в деревне Дунино. Слайд 7.

Вывод : Продолжим изучение произведений писателя.

4. Работа над новым материалом.

Мы вспомнили биографию писателя и узнали что то новое о его жизни.

Кто может сформулировать тему нашего урока ? (произведение М. Пришвина)

Все ли произведения Пришвина мы прочитали?

Кто попробует сформулировать цель нашего урока ? (Познакомиться с новым произведением М. Пришвина) МОЛОДЦЫ!

А для того, чтобы достичь цели, нам нужно поставит перед собой задачи :

1. Познакомиться с новым произведением М. Пришвина.

2. Определить тему произведения.

3. Поработать с текстом по его содержанию

Хорошо, задачи поставлены, перейдём к их решению.

Методический прием «Предположение» .

Посмотрите на рисунок, определите тему рассказа (демонстрация на экране – рисунки собаки и сороки) . Слайд 8.

Тема : о животных.

Что знаете об этих животных?

У М. Пришвина есть очень интересный рассказ о своих наблюдениях за природой. А вот название этого рассказа прочитайте на слайде. Прочитав только буквы, вы узнаете название рассказа.

84В568Ы391С47К577О430Ч471К444А544

Что может произойти в рассказе с таким названием?

5. Лексическая работа :

В тексте рассказа мы с вами встретимся со следующими словами и словосочетаниями :

Бдительный

Радужный

Поскакала дуром

Большего сраму

С заскоком и с пыльцой в голове

Давайте объясним значение этих слов для лучшего понимания рассказа.

(бдительный – очень внимательный; радужный – разноцветный; поскакала дуром-очень быстро; большего сраму - стыд, позор; с заскоком и с пыльцой в голове – не умная, глуповатая.)

6. Чтение текста учителем и хорошо читающими учениками.

Методический прием «Чтение с остановками (2 остановки) .

Чтение 1 части (от начала и до слов (. Вьюшка занялась одной косточкой, другую же положила рядом с собой. Тогда, откуда ни возьмись, сороки – скок-скок – и к самому носу собаки.)

Беседа по I части. Вопросы :

1. Кто является героем рассказа?

2. Какой породы она была?

3. Найдите и прочитайте, как выглядела собака?

4. Из каких слов текста можно было узнать, что Вьюшка встревожена?

Методический приём «Дерево предсказаний» - Слайд 12.

Парная работа. (На столах карточки с заданием) .

Подумайте и дайте ответы на вопросы.

Чем закончится текст?

Озвучить свои мысли (по 1 ученику на 1 вопрос) .

У кого другой вариант?

Чтение 2 части (от пред-х слов до …только бы одно мгновеньишко)

Беседа по II части. Вопросы :

1. Мы прочитали II часть. Что же случилось?

2. Ребята, ведь это была охотничья собака. Как так могло произойти, что сороки у нее утащили кость? (Прочитайте)

3. Да, сорок было семь. Но вот одна сорока отличалась от других. Чем же она отличалась? (Прочитайте)

4. А как про таких говорят? (прочитайте)

5. Да, сорока была глупенькая, бестолковая, не такая, как все. Она делает все так, как ей хочется самой. Но ведь среди людей тоже встречаются такие сороки?

6. А к чему это может привести в жизни? Какие могут быть последствия?

7. Как вы думаете, удастся ли Выскочке обхитрить Вьюшку? Как же дальше будут развиваться события , на ваш взгляд? -(1,2 ученика отвечают) .

Жужжащее чтение текста до конца .

7. После чтения рассказа . Мозговой штурм.

Беседа по III части. Вопросы :

Совпали ли предположения?

А как вы думаете, кого называют «выскочкой» ? (Выскочка - это тот, кто постоянно выкрикивает ответы на вопросы, не дожидаясь своей очереди, привлекает к себе внимание).

Словарь :

Выскочка – человек, который выдвинулся слишком быстро, или занял видное общественное положение не по заслугам (толкование словаря Ожегова читает ученик) . Слайд 14

8. Самостоятельная работа учащихся в парах.

А теперь я предлагаю вам поразмышлять о героях этого рассказа. Работать, ребята, вы будете парами. Перед вами схема составления синквейна и две темы «Вьюшка» и «Выскочка» (с составлением синквейна учащиеся уже знакомы) . Слайд 15.

9. Ответы учащихся.

Зачитывание наиболее удачных синквейнов учащихся. Слайд 16.

Сторожевая, умная.

Охраняла, охотилась, слушалась.

Собака обхитрила сороку.

Выскочка.

Глупая, хитрая.

Воровала, летала, не слушалась.

Птица по глупости потеряла хвост.

(Работа по развитию речи . Редактирование синквейнов, в которых были допущены речевые недочеты).

Сторожевая, хитрая.

Охотилась, охраняла, хитрила.

Вьюшка обхитрила сороку.

Собака. Выскочка.

Глупая, бесхвостая.

Летала, потеряла, воровала.

Выскочка осталась без хвоста.

А как вы думаете, зачем Пришвин познакомил нас с этим рассказом?

Что же мы с вами можем посоветовать сороке?

10. Работа с пословицами :

На парте перед вами пословицы. Внимательно прочитайте их и выберите ту, которая на ваш взгляд больше подойдет к нашему произведению.

Семь раз отмерь - один отрежь.

Всякий совет к разуму хорош.

Хитрость и смекалка – родные сестры

Один якал, якал, да и заплакал. Слайд 17.

11. Итог урока . Рефлексия.

Чему же нас научил рассказ М. Пришвина? Какой урок вы извлечете для себя?

Все задачи выполнили на уроке ?

Какое впечатление у вас осталось от урока ?

У вас на партах есть карточки с солнышком и тучкой.

Кому сегодня было не комфортно на уроке поднимите , пожалуйста, карточку с изображением тучки.

Кто чувствовал себя хорошо на уроке , поднимите, пожалуйста, карточку с

изображением солнышка.

Поднимите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.

10. Домашнее задание.

Для слабых учащихся – подробный пересказ рассказа без изменения лица;

Для сильных учащихся – пересказ от лица литературного героя (Вьюшки или подруг Выскочки) . Слайд 19.

СПАСИБО ЗА УРОК ! Слайд 20.

Сегодня перед педагогами начальной школы стоит задача формирования у младших школьников основ учебной деятельности: системы учебных, познавательных, социальных мотивов; умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели; планировать, контролировать и осуществлять свою деятельность и оценивать ее результат.

Специфика предмета "Урок литературного чтения в начальной школе"

Требования к результатам изучения данного учебного предмета включают формирование всех видов универсальных учебных действий (далее - УУД): личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных, - но приоритетным должно стать развитие ценностно-смысловой сферы учащихся. Это обусловлено спецификой предмета, связанной с тем, что одной из важнейших функций художественной литературы является трансляция духовно-нравственного опыта человечества через систему социальных личностных смыслов, раскрывающих нравственное значение поступков героев произведений, которые постигаются читателем в процессе диалога с автором.

При конструировании урока литературного чтения начальной школы с помощью технологической карты преподаватель может не только отразить все этапы урока по ФГОС в начальной школе, но и последовательность своих действий и действий учащихся, которые приведут в конечном итоге к достижению запланированного результата. Поскольку читательская компетентность младшего школьника - основа его дальнейшего самообразования и саморазвития, на учебном занятии наставник должен создать условия не только для развития художественно-эстетического вкуса детей, но и обучения продуктивным формам общения в повседневной жизни.