План лекции 1. Вступление. 2. Физиологическое значение воды. 3. Гигиеническое значение воды. 4. Хозяйственно-техническое значение воды. 5. Эпидемиологическое значение воды. 6. Требования к качеству питьевой воды. 6.1.Эпидемиологическая безопасность воды Безвредность химического состава воды Радиационная безопасность воды Органолептические свойства воды. 7. Показатели химического загрязнения питьевой воды 8. Методы обеззараживания воды. 9. Специальные методы улучшения качества воды.






Организм взрослого человека состоит в среднем на 65 % из воды. С возрастом ее количество воды в организме человека уменьшается. Зародыш человека содержит 97 % воды, организм новорожденных - 77 %, к 50 годам количество воды в организме составляет лишь 60 %. Основная масса воды (70 %) сосредоточена внутри клеток, а 30 % - это внеклеточная вода.




8 Питьевая вода - это вода, пригодная к употреблению внутрь, отвечающая установленным нормам качества В соответствии с СанПиН Питьевая вода должна быть безопасна в эпидемическом и радиационном отношении, безвредна по химическому составу и иметь благоприятные органолептические свойства 3.2. Качество питьевой воды должно соответствовать гигиеническим нормативам перед ее поступлением в распределительную сеть, а также в точках водоразбора наружной и внутренней водопроводной сети


9 80% заболеваний в мире – от недостатка чистой воды. Доброкачественная вода – важный фактор жизни человека Вода содержит потенциальных токсических элементов



ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ Все биохимические реакции связанные с процессами пищеварения и усвоения питательных веществ, протекают в водной среде. Вместе с солями вода принимает участие в поддержании важнейшей физиологической константы организма - величины осмотического давления. За счет малой вязкости, а также способности растворять разные химические вещества и вступать с ними в не крепкие связи вода является основной частью крови и играет роль транспортного средства. Вода является основой кислотно-щелочного равновесия в организме, поскольку проявляет свойства как кислот, так и основ. Все процессы усвоения и выделения в организме также протекают в водной среде.


ЭКЗОГЕННАЯ ВОДА Суточная потребность человека в воде составляет 2,5-3,0 л. Вода в организм человека поступает с питьем и пищевыми продуктами. С питьевой водой поступает много макро- и микроэлементов, таких как кальций, магний, натрий, калий, йод, фтор и др.




ВЫДЕЛЕНИЕ ВОДЫ ИЗ ОРГАНИЗМА В состоянии покоя из организма человека выводится следующее количество воды: через почки - 1,5 л/сутки через легкие - приблизительно 0,4 л через кишечный тракт - около 0,2 л. Еще 0,6 л воды выделяется через поры кожи в процессе терморегуляции организма. Ежесуточно из организма человека в состоянии покоя выводится около 3 л воды. При работе, в горячих цехах, летом в поле, патологических состояниях выведение воды может увеличиваться до 8-10 л.


Симптомы обезвоживания организма человека (Э.Адольф, 1952) При уменьшении воды в организме (в % от массы тела) наблюдается: 1-5 % -- жажда, недомогание, экономия движений, потеря аппетита, покраснение кожи, раздражительность, сонливость, повышение температуры тела % -- головокружение, одышка, ощущение ползания "мурашек" в конечностях, уменьшение объема крови, остановка слюноотделения, цианоз, нечеткая речь, тяжесть ходьбы % -- бред, распухание языка, затруднение глотания, глухота, ослабление зрения, вялость и онемение кожи, болезненное мочеотделение, анурия % от массы тела при температуре воздуха свыше 30 0С является смертельной. 25 % - является смертельной при любой температуре.


Гигиеническое значение воды Вода используется для: удаления нечистот через канализационную сеть - 41 %, поддержки чистоты тела- 37 %, приготовления еды и мытья посуды - 6 %, для питья - 5 %, стирки белья - 4 %, уборки жилья и общественных помещений - 3 %, полива улиц и зеленых насаждений- 3 %, для мойки автомобиля - 1 %.


Эпидемиологическое значение воды Загрязненная вода может быть причиной: возникновения острых желудочно- кишечных инфекций, таких как холера, брюшной тиф, паратифы, бактериальная и амебная дизентерия, острые энтериты инфекционного характера и др., что в значительной степени зависит от условий водоснабжения, санитарной очистки населенных мест, уровня санитарной культуры населения.


Доброкачественная питьевая вода должна быть: 1. Безопасной в эпидемиологическом отношении. Вода не должна содержать патогенных микробов, вирусов и других биологических включений, опасных для здоровья потребителей. 2. Не вредной по химическому составу (то есть быть самой благоприятной с физиологической точки зрения). И не ограничивать ее использование в быту. 3. Безопасной в радиационном отношении. 4. ИМЕТЬ ХОРОШИЕ ОРГАНОЛЕПТИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА (быть прозрачной, без цвета, не иметь никакого привкуса или запаха).




Виживанне патогенных микроорганизмов в воде Микроорганизмы Виживание (в днях) в воде КолодезнаяРечная Кишечная палочка Возбудители брюшного тифа 71, Бактерии дизентерии Холерный вибрион1-920,5-92 Лептоспиры7-75до 150 Возбудители туляремии Бруцеллы4-45-


Микробиологические показатели безопасности питьевой воды Наименование показателей Единицы измеренияНормативы 1 Число бактерий в 1 см 3 воды, которая исследуется (ОМЧ) Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/см 3 КОО/см 3 не более 100* 2 Число бактерий группы кишечных палочек (колоний образующих микроорганизмов) в 1 дм 3 воды, которая исследуется (индекс БГКП) Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/ дм 3 не более 3** 3 Число термостабильных кишечных палочек (фекальных колиформ - индекс ФК) в 100 см 3 води, которая исследуется Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/100 см 3 КОО/100 см 3 отсутствие *** 4 Число патогенных микроорганизмов в 1 дм3 воды которая исследуется Колонийобразующие единицы (микроорганизмы)/дм 3 КОО/дм 3 отсутствие *** 5 Число колифагов у 1 дм 3 воды, которая исследуется Бляшкообразующие единицы/дм 3 БОО/дм 3 отсутствие ***


Токсикологические показатели безвредности химического состава питьевой воды Наименование показателейЕдиницы измерен. Нормативы (не более) Клас опасност и Неорганические компоненты 1Алюминиймг/дм 3 0,2 (0,5)*2 2Бариймг/дм 3 0,12 3Мышьякмг/дм 3 0,012 4Селенмг/дм 3 0,012 5Свинецмг/дм 3 0,012 6Никельмг/дм 3 0,13 7Нитратымг/дм 3 45,03 8Фтормг/дм 3 1,53


Органические компоненты 1Тригалометаны (ТГМ, сума)мг/дм 3 0,12 хлороформмг/дм 3 0,062 дибромхлорметанмг/дм 3 0,012 тетрахлоруглеродмг/дм 3 0,0022 2Пестициды (сумма)мг/дм 3 0,0001** Интегральные показатели 1Окисляемость (КМnO 4)мг/дм 3 4,0- 2Общий органический углеродмг/дм 3 3,0- Примечание:* - величина, обозначенная в скобках, допускается при обработке воды реагентами, которые содержат алюминий; ** - перечень контрольных пестицидов устанавливают с учетом конкретной ситуации.


При употреблении воды с повышенной концентрацией нитратов возможно возникновение метгемоглобинемии, которая сопровождается токсическим цианозом Чаще всего метгемоглобинемией болеют дети, которым молочные смеси готовят на воде, в которой содержание нитратов превышает 45 мг/дм 3. оНитраты в пищеварительном канале детей с помощью ацидофильной микрофлоры восстанавливаются в нитриты. Последние, всасываясь в кровь и соединившись с гемоглобином крови, образуют метгемоглобин, который не способен переносить кислород.




Повышенное содержание фтора Содержание фтора в воде более 5 мг/дм 3 -- вызывает поражение не только зубов но и костно- суставного аппарата. Повышенное содержание фтора – свыше 1,5 мг/дм 3 вызывает флюороз, который проявляется поражением эмали зубов в виде пигментированных желтых и коричневых пятен.






Наименование показателей Единицы измерения Нормативы (не более) Класс опасности 1ЗапахПР*2- 2МутностьНОМе*0,5 (1,5)***- 3Цветностьград20 (35)- 4ПривкусПР*2- 5Водородный показатель, рН, в диапазоне единицы6,5-8,6- 6Минерализация общая (сухой остаток) мг/дм (1500)- 7Жесткость общаямг-экв/дм 3 7 (10)- 8Сульфатымг/дм (500)4 9Хлоридымг/дм (350)4 10Медьмг/дм 3 1,03 11Марганецмг/дм 3 0,13 12Железомг/дм 3 0,33 13Хлорфенолымг/дм 3 0,00034 Органолептические показатели качества питьевой воды


Общая жесткость воды преимущественно предопределяется присутствием в ней карбонатов, бикарбонатов, хлоридов, сульфатов и других соединений кальция и магния. Различают карбонатную (устранимую) и постоянную жесткость(неустранимую). Кальций из многих пищевых продуктов усваивается лишь на 30 %, тогда как кальций питьевой воды - на 90 %.


Хлориды (ион хлора). Пресные воды преимущественно содержат до мг/дм 3 хлоридов. Если их количество превышает мг/дм 3, такие воды имеют соленый привкус и неблагоприятно влияют на желудочную секрецию. Содержание хлоридов в водопроводной питьевой воде не должно превышать 250 мг/дм 3, в отдельных случаях допускается до 350 мг/дм 3.


Сульфаты (ион сульфата) в количествах свыше 500 мг/дм 3 придают воде горько-соленый привкус, могут вызывать диспепсические явления (особенно при одновременном большом содержании магния в воде) у лиц, которые не привыкли к такой воде. Содержание сульфатов в питьевой воде не должно превышать 250 (350) мг/дм 3.


Соли железа (более 0,3 мг/дм 3) и марганца (более 0,1 мг/дм 3) придают воде вяжущий привкус. Значительно ухудшается и вкус чая, приготовленного на такой воде. Такая вода непригодна для некоторых процессов в пищевой промышленности придает маслу, сыру и другим пищевым продуктам неприятный привкус, в быту (окрашивает белье во время стирки и тому подобное). Химические показатели загрязнения источника воды. К ним принадлежат вещества, которые содержатся в моче и фекалиях людей и животных, или продукты их распада (органические соединения, аммиак, нитриты, нитраты, хлориды и др.). Эти соединения сами по себе в тех количествах, в которых они встречаются в пресной воде, безвредны для здоровья человека и только указывают на загрязнение почвы и воды. Но вместе с ними вода может содержать и патогенные микроорганизмы.






Специальные методы улучшения качества воды Дезодорация – достигается аэрированием воды, обработкой окислителями, фильтрованием через слой активированного угля и др. Обезжелезивание – производится путем аэрации в градирнях. Умягчение – фильтрование через ионитовые фильтры. Опреснение – ионитовые фильтры, электродиализ, вымораживание. Дезактивация – фильтрация через ионообменные фильтры Обесфторивание воды – ионообменные фильтры. Фторирование – добавление к воде кремнефтористого или фтористого натрия.



Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ТЕМА ПРОЕКТА: « ВОДА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА» Воспитатель средней группы ГБДОУ №131 Ш ерстнёва И рина Л еонидовна

Тип проекта: информационный, познавательный. Участники проекта: воспитатели, дети, родители. Продолжительность проекта: 1 месяц. Задачи проекта: Дать детям достоверные представления о значении воды в жизни всего живого. Формировать интерес к этой проблеме. Воспитание активного отношения к окружающей жизни. Способствовать интеллектуальному развитию

Ожидаемые результаты: Выработка навыков бережного отношения к природе, в частности к воде, интереса в будущем. Желание познавать новое. Создание плаката – коллажа «Вода в жизни человека». Узнать свойства воды. Предварительная работа: Подбор иллюстраций, литературы по теме. Подбор материала для эксперимента – свойства воды. Опыт – растение хочет пить. Привлечь родителей к поиску картинок о воде для коллажа.

План мероприятий: Чтение стихов и потешек о воде. Чтение сказки «Заяц Коська и Родничек » Занятие «Кому нужна вода». Беседа о бережном отношении к воде. Опыты с водой (свойства воды). Какая бывает вода (лёд- вода-пар). Загадки о воде. Изготовление коллажа. Предложить родителям посетить музей воды вместе с детьми. ТРИЗ « Что случится, если не будет воды?».

Путешествие капельки Откуда берётся вода в кране? Из реки! Капельки плавали в реке, потом человек направил их в трубы. К воде нужно относиться бережно, не оставлять краны открытыми без надобности!

Узнаем свойства воды.

К оллаж «Вода в жизни человека».

ВОДУ НАДО БЕРЕЧЬ!

Вода – источник жизни!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка в форме деловой игры "Искусство в жизни человека"

Систематизировать знания педагогов о средствах, методах и приёмах эстетического воспитания дошкольников. Формировать умение находить педагогически правильные решения проблемных ситуаций. Развивать фан...

Эссе "Наука – самое важное, самое прекрасное и нужное в жизни человека, она всегда была и будет высшим проявлением любви, только ею одною человек победит природу и себя"

Физическая культура - это основа большого спорта, наука о радости, познания себя, своего организма и фундамент для дальнейшего развития крепкого и здорового ребенка....

Данный материал даст детям возможность самостоятельно ответить на следующие вопросы:
Без чего не будет жизни на земле?
Почему вода не исчезает7
Где содержится вода, её состояния и состояния?
Как человек использует воду?

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Роль воды в жизни человека

Что случилось с цветком? Без воды цветок завял!

Наша планета Земля она состоит из воды на 70 % Человек тоже состоит из воды на 70%

Где содержится вода на Земле? ОКЕАН ОЗЕРО МОРЕ РЕКА РУЧЕЙ

СОСТОЯНИЯ ВОДЫ ПАР- ГАЗООБРАЗНОЕ ЛЕД- ТВЕРДОЕ ВОДА-ЖИДКОЕ

СВОЙСТВА ВОДЫ ВОДА НЕ ИМЕЕТ ВКУСА ЦВЕТА ЗАПАХА МОЖЕТ РАСТВОРЯТЬ НЕКОТОРЫЕ ВЕЩЕСТВА ПРИНИМАТЬ ЛЮБУЮ ФОРМУ ОКРАШИВАТЬСЯ В РАЗНЫЕ ЦВЕТА

КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ? ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПРОЦЕДУРЫ ЕДА И НАПИТКИ

Выучим стихотворение Вы слыхали о воде? Говорят она везде. В луже, в море, в океане И в водопроводном кране. Как сосулька замирает. В лес туманом заползает, Ледником в горах зовется (В дом туманом к нам вползает, На плите у нас кипит, Растворяет сахар в чае (Мы ее не замечаем). Мы привыкли что вода Наша спутница всегда! Без нее нам не умыться, Не наесться, не напиться, Смею Вам я доложить: Без нее нам не прожить.

ПРОВЕРЬ СЕБЯ: БЕЗ ЧЕГО НЕ БУДЕТ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ? ГДЕ СОДЕРЖИТСЯ ВОДА НА ЗЕМЛЕ? ПОЧЕМУ ВОДА НЕ ИСЧЕЗАЕТ? КАКИЕ СОСТОЯНИЯ И СВОЙСТВА ВОДЫ ТЫ ЗНАЕШЬ? КАК ЧЕЛОВЕК ИСПОЛЬЗУЕТ ВОДУ? РАССКАЖИ СТИХОТВОРЕНИЕ ДОМА РОДИТЕЛЯМ.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Вода в жизни человека"

Конспект открытого комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста....

Вода в жизни человека (открытое занятие)

Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека: вода источник жизни, необходима для поддержания жизни и обеспечения здоровья человека; о свойствах воды: прозрачная, без цвета и з...







































Включить эффекты

1 из 39

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентационная работа по предмету "Окружающий мир", подготовленная сразу двумя педагогами. Данная работа посвящена воде, в процессе занятия школьники должны оценить ее роль в природе и в жизни обычного человека.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Политова С. В., Чепелевская Н. С.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Экологическая игра из серии «Войди в природу другом»

Политова Светлана Викторовна – учитель химии;

Чепелевская Нина Станиславовна – учитель начальных классов

МОУ СОШ № 3 города Щелково Московской области

Слайд 3

Отгадай загадки

Меня пьют, меня льют.

Всем нужна я,

Кто я такая?

Чего в гору не выкатить,

В решете не унести,

В руках не удержать?

Слайд 4

Вода на планете Земля

Рассуждаем…

Слайд 5

  • Наблюдаем…
  • Делаем выводы…

Вода занимает гораздо больше места, чем суша

Слайд 6

Вода в природе

  • Какая бывает вода?
  • Слайд 7

    • В роднике
    • В ручье
    • В луже
    • Пресная вода
    • В озере
    • В болоте
    • В реке
  • Слайд 8

    Соленая вода

    • В океане
    • В море
  • Слайд 9

    Слайд 10

    Насекомые

    • Кому нужна вода
  • Слайд 11

    Водные обитатели

    • Кому нужна вода
  • Слайд 12

    • Кому нужна вода
  • Слайд 13

    • Животные
    • Кому нужна вода
    • Птицы
  • Слайд 14

    • Свойства воды
    • Практическая часть
    • Растворимость
    • Форма
    • Текучесть
    • Прозрачность
    • Итоги
  • Слайд 15

    Форма воды

    • Вода не имеет формы
  • Слайд 16

    Форма воды

    • Вода не имеет формы
  • Слайд 17

    Цвет воды

    • Вода не имеет цвета
  • Слайд 18

    Прозрачность воды

    • Вода прозрачна
  • Слайд 19

    Растворимость в воде

    • Вода – хороший растворитель
  • Слайд 20

    Растворимость в воде

    • Вода – хороший растворитель
  • Слайд 21

    Состояния воды

    • твердое
    • газообразное
    • жидкое
    • жидкость
  • Слайд 22

    • Вода в природных явлениях

    Угадай-ка

    Слайд 23

    • Отгадай загадку

    Растет она вниз головою, Растет не летом, а зимою.

    Но солнце ее припечет –

    Заплачет она и умрет

    Сосулька

    Слайд 24

    • Отгадай загадку

    Пушистая вата

    Плывет куда-то.

    Чем ниже вата,

    Тем дождик ближе

    Слайд 25

    • Отгадай загадку

    В голубенькой рубашке,

    Бежит по дну овражка

    Слайд 26

    • Отгадай загадку

    На дворе переполох –

    С неба сыплется горох

    Слайд 27

    • Отгадай загадку

    Без досок, без топоров

    Через реку мост готов.

    Мост, как синее стекло!

    Скользко, весело, светло!

    Слайд 28

    Почему предметы высыхают

    Слайд 29

    Слайд 30

    Круговорот воды в природе

    Слайд 31

    Как человек использует воду

    Слайд 32

    Как вода работает на человека

    • Электростанции
    • Водяные мельницы
    • Перевозка грузов
    • Заводы и фабрики
    • Место отдыха
  • Слайд 33

    Расход воды

    • 1890 год 1 ведро

    Сколько человек расходовал воды

    • 1914 год 7 ведер
    • 2011 год 70 ведер
  • Слайд 34

    Подведем итоги

    • Экономист
  • Слайд 35

    О Л К О З О Л Д Н В У О И

    1 2 3 4 1 2 3 4 О О С А М В Д У Х

    Кроссворд

    П Х В О Д А

    Слайд 36

    Домашнее задание

    • Оформи жалобную книгу
    • Девиз госпожи Капельки
    • «Беречь воду – значит беречь жизнь»
    • Жалобная книга госпожи Капельки
    • Задание: нажми на карандаш
  • Слайд 37

    Слайд 38

    Слайд 39

    Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема урока: «Вода».

    Слайд № 17.

    ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,


    Моря пополняют запас океана:


    Она поднимается выше… пока
    Не превращается в облака.
    А облака, пролетая над нами,




    Все это и зовут в народе:

    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

    Приплыли тучки дождевые;
    Лей, дождик, лей.
    Дождинки пляшут как живые;
    Пей, рожь, пей.

    Пьет, пьет, пьет.
    А тихий дождик, неугомонный,
    Льет, льет, льет.

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли -
    Жить нельзя нам без...(воды).

    Урок по окружающему миру в 1 классе на основе интеграции экологии, химии и окружающего мира.

    (Программа А.А. Плешакова «Окружающий мир»)

    Чепелевская Нина Станиславовна – учитель начальных классов.

    Тема урока: «Вода».

    Продолжительность урока: 45 минут.

    Цель: обобщить знания учащихся о воде, показать, что вода – уникальное природное вещество.

    Задачи урока: научить видеть, сравнивать, анализировать. Расширить знания о воде, ее роли в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к воде, ответственность каждого человека в решении экологических проблем.

    Форма организации обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: компьютер, мультимедийная приставка; презентация «Вода». Оборудование для проведения опытов: химические стаканы различного объема, пробирка, колбы, чайная ложка, воронка, фильтровальная бумага.

    Управление презентацией. С главного слайда (№ 2) по гиперссылкам отправляемся на нужные нам слайды. Случайный переход слайдов отменен. Возврат осуществляется по стрелочкам. В презентации используются триггеры.

    Организационный момент. Эмоциональный настрой учащихся. Мотивация учащихся.

    Учитель начальных классов. Мы сегодня с вами попробуем взглянуть на очевидное, но надеемся, что оно нам покажется и невероятным. О чем же мы хотим сегодня узнать? Попробуем отгадать. Учитель детям загадывает загадки о воде. Требуется отгадать описываемый предмет. Этот прием используется потому, что отгадывание расширяет кругозор ребенка, учит его наблюдательности, сосредотачивает внимание на отгадываемом предмете. Слайд № 3. Дети читают загадку на слайде (фронтальная и парная форма работы), совещаются между собой и показывают готовность ответить (заранее у детей заготовлены карточки с капельками воды на зеленом и красном фоне). Красная карточка означает: я не знаю, зеленая – ответ готов.

    Слайд № 4. Учитель начальных классов. Давайте подумаем, где на Земле есть вода? Дети отвечают: в море, в реке, в озере, в роднике, в болоте, в луже. Вместе делаем вывод: воды на планете очень много – суша занимает только одну треть ее поверхности. Удивительно, что планета называется «Землей», а не «Водой». Когда люди полетели в космос, то они увидели, что наша планета голубая. Если посмотреть на глобус (слайд № 5), то можно увидеть, что основная масса воды сосредоточена в океанах и морях. В них она горько-соленая.

    Учитель начальных классов. Слайд № 6. Какая бывает вода на земле? Отвечаем вместе: соленая и пресная. Посмотрим на слайд презентации. Оказывается почти вся вода на Земле соленая, и только маленькая часть – пресная.

    Учитель начальных классов. Кому же нужна вода на Земле? С главного слайда переходим к блоку «Кому нужна вода» по гиперссылке. Слайды № 10-13. Фронтальная форма работы. Дети называют: растениям, насекомым, водным обитателям, человеку, птицам, животным. Делаем вывод: вода – это то, без чего не может обойтись ни один обитатель планеты Земля.

    Практическая часть. Учитель химии. Какими свойствами обладает вода? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо провести исследование. Слайд № 14. На этом слайде приведены свойства, которыми обладают вещества. Читаем вместе: форма, текучесть, цвет, прозрачность, растворимость. Давайте проверим, а обладает ли этими свойствами вода? Переходим по гиперссылке на слайд № 15. Нам предстоит доказать: имеет ли вода форму. Чтобы понять это мы проделаем несложный эксперимент. В сосуды, которые имеют различную форму, нальем небольшое количество воды из большого химического стакана.

    Что наблюдаем? Какую форму принимает вода в различных сосудах? Делаем вывод: вода не имеет формы, она принимает форму того сосуда, в который ее наливают. Слайд № 16. Текучесть воды. Какое свойство мы используем: перельем воду из одного стакана в другой. Небольшое количество воды поместим на предметное стекло и понаблюдаем. Вывод: вода обладает таким свойством как текучесть.

    Слайд № 17.

    Цвет воды. Нам предстоит убедиться: имеет ли вода цвет? На нашем демонстрационном столике находятся три химических стаканчика. В первом – апельсиновый сок, во втором – молоко, в третьем – вода. Наблюдаем, делаем выводы: в 1-ом цвет оранжевый, во 2-ом – белый, в третьем – цвета нет. Вода не имеет цвета, значит она бесцветная. Слайд № 18. Прозрачность. В трех стаканах жидкости: апельсиновый сок, молоко, вода. По очереди опускаем в каждую жидкость пластмассовую ложечку. Что наблюдаем. В двух первых стаканах мы не видим ту часть, которая погружена в жидкость, а в стаканчике с водой мы видим ложечку полностью. Значит: две первые жидкости не прозрачные, а вода прозрачная, это позволяет нам наблюдать предмет, погруженный в стакан с жидкостью полностью. Слайд № 19. Растворимость в воде. В три химических стаканчика помещаем разные вещества: соль, сахар, мел. Тщательно перемешиваем. Что наблюдаем? Сахар и соль хорошо растворимы в воде, а мел в воде не растворяется. Делаем вывод: вода - хороший растворитель. Подводим итоги. Слайд № 20. На этом слайде расположен сундучок знаний. Если мы узнали сегодня что-то новое, то можем эти знания положить в наш сундучок – они нам пригодятся в дальнейшей жизни.

    Отдохнем. Слайд № 21. Учитель химии. Вода – жидкое вещество. В зависимости от температуры она меняет свое агрегатное состояние: на морозе превращается в лед, а при нагревании – в пар. Нам интересно узнать об этих превращениях. Давайте поиграем в нашу игру «Угадай-ка» и узнаем, в каких состояниях вода встречается в природе. Слайд № 22. Каждая капелька – загадка. По гиперссылке переходим к заданиям. Слайды № 23 – 27.

    Круговорот воды в природе. Слайд № 30. Дети читают стихотворение Андрея Усачева:

    ОТКУДА БЕРЕТСЯ ВОДА?

    Вода появляется из ручейка,
    Ручьи по пути собирает река,
    Река полноводно бежит на просторе,
    Пока, наконец, не вливается в море.
    Моря пополняют запас океана:

    Сгущается влага над ним, как сметана,
    Она поднимается выше… пока
    Не превращается в облака.
    А облака, пролетая над нами,

    Дождем проливаются, сыплют снегами.
    Снега превратятся весной в ручейки,
    Ручьи побегут до ближайшей реки…
    Все это и зовут в народе:

    КРУГОВОРОТ ВОДЫ В ПРИРОДЕ.

    Учитель химии. Солнце нагревает поверхность нашей планеты. В результате испаряется огромное количество воды. Пары воды поднимаются вверх с поверхности морей и океанов, рек и почвы. Вода превращается в пар в любое время года, даже зимой. Мельчайшие капельки воды образуют облака. Накопившаяся в облаках влага выпадает в виде дождя или снега и все повторяется сначала. Это называется круговорот воды в природе.

    Физкультминутка. Слайд № 28. Дети мало двигаются, подолгу оставаясь в одном положении. Для профилактики утомляемости и перенапряжения в ходе учебного процесса необходимо проводить физкультминутки. Физкультминутки в начальной школе представляют собой активный отдых, направленный на уменьшение утомления у детей, на активизацию внимания и повышают способность к более эффективному восприятию материала.

    Приплыли тучки дождевые;
    Лей, дождик, лей.
    Дождинки пляшут как живые;
    Пей, рожь, пей.
    И рожь, склоняясь к траве зеленой,
    Пьет, пьет, пьет.
    А тихий дождик, неугомонный,
    Льет, льет, льет.
    Каждая строчка сопровождается движениями.

    Как вода работает на человека. Учитель начальных классов. Вода играет важную роль в жизни человека, растений, животных. Зачем и почему вода так необходима? Вода самая распространенная жидкость на Земле. Человеку для жизни нужно много воды. Давайте подумаем, где человек использует воду? Гиперссылка на слайд № 31. Делаем вместе выводы. Вода помогает вырабатывать электрический ток на электростанциях. Вода перевозит грузы по рекам и морям, мелет зерно, используется на фабриках и заводах. Чистая вода в реках и озерах доставляет много радости людям на отдыхе - можно купаться, кататься на водных лыжах и велосипедах, плавать на лодках. Но где же человек берет воду? Переход на слайд № 33. Пресная хорошая вода есть под землей. В некоторых местах она вытекает на поверхность – это родники. Люди роют колодцы, бурят скважины, используют водопровод в городах, где живет очень много людей. Давайте подумаем, как же беречь воду, если она так нужна человеку. Учитель подводит к мысли о том, что к воде надо бережно относиться, зря не расходовать. В сельской местности люди охраняют родники, закрывают колодца, чтобы в них не попала грязь. В городах люди тоже должны беречь воду, экономно ее расходовать. Дети вместе с учителем рассуждают о том, что расход воды очень вырос и наши предшествующие поколения расходовали меньше воды, чем мы.

    Страничка знатоков воды. На слайде № 34 мы видим эколога, врача, поэта и экономиста. (Выходят дети в импровизированных шапочках с надписями: эколог, экономист, врач, поэт).

    Эколог: промышленные предприятия потребляют много воды, и ее становится все меньше и меньше. Они загрязняют воду, в результате наступит момент, когда у нас не останется чистой воды. Во многих странах чистую воду продают в магазинах.

    Врач: наше здоровье зависит от того, какую воду мы употребляем. Из-за употребления грязной воды может человек заболеть или даже умереть. Пейте только отфильтрованную воду. Лучше, если вы кипятите воду перед употреблением.

    Если руки наши в ваксе,
    Если на нос сели кляксы,
    Кто тогда нам первый друг,
    Снимет грязь с лица и рук?

    Без чего не может мама
    Ни готовить, ни стирать,
    Без чего, мы скажем прямо,
    Человеку умирать?

    Чтобы лился дождик с неба,
    Чтоб росли колосья хлеба,
    Чтобы плыли корабли -
    Жить нельзя нам без...(воды).

    Экономист: мы употребляем только чистую и пресную воду. Экономьте воду! Помните о том, как мало пресной воды на Земле!

    Кроссворд. На слайде № 35 разгадываем кроссворд. По горизонтали:

    В итоге получаем слово вода (вертикальное расположение).

    Окончание урока. Подведение итогов. Вода – это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать!

    Существует во Вселенной маленькая голубая планета Земля. И эта планета будет жить до тех пор, пока на ней есть удивительное вещество – вода. Сегодня мы с вами убедились, что вода обладает уникальными свойствами. Изменяя природу, человек изменяет основу жизни – воду, и никто не сможет сказать: к каким страшным последствиям может привести небрежное обращение с водой. Вода – это уникальное вещество природы, которое необходимо защищать! Сохранить воду чистой - значит сохранить свою жизнь.

    Чистыми должны быть воды Океанов, моря, рек.

    И об этом должен помнить Каждый умный человек.

    Учитель начальных классов. Что ожидает тебя, будущий взрослый человек? Ты - житель планеты Земля! Ты радуешься лучику солнца и ветру, капле воды на цветке, снежинке на ладошке, дождику в окошке. Помни, что ты должен сделать много полезных дел, чтобы жизнь на твоей планете стала лучше. Учись, чтобы знать, учись, чтобы творить. Преодолевай трудности на твоем пути и сделай лучше каждое мгновение.

    Домашнее задание. Оформи «Жалобную книгу госпожи Капельки». В ней жалобы необычные, они в виде рисунков. Девиз госпожи Капельки: "Беречь воду – значит беречь жизнь!"

    Литература и используемые интернет-ресурсы:

    • Боровский Е.Э. Вода в природе. Дефицит чистой пресной воды.- М: Чистые пруды, 2009. – 32 с.
    • Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. – М: ТЦ Сфера, 2008 – 128 с.
    • Николаева С.Н. Юный эколог. – М: Мозаика-Синтез, 1999 - 224 с.
    • Ананьева Е.Г, Мирнова С.С. Земля. Полная энциклопедия. – М: Экспо, 2008.-256 с
    Скачать конспект

    Описание презентации по отдельным слайдам:

    1 слайд

    Описание слайда:

    2 слайд

    Описание слайда:

    Целью моей работы является изучение состава, качества, значение воды в природе для человека. Задачи работы: используя научную литературу по биологии и экологии, найти материал о структуре воды, ее значении в природе и для человека, составить таблицу о наличии в воде минеральных веществ; используя данные таблицы «Минеральные вещества в воде», данные медицинской энциклопедии, подсчитать количество этих веществ в воде, их суточную норму, найти альтернативные источники этих минералов; провести эколого-химические исследования воды. Методы работы: описательный, наблюдательный, сравнительный, мониторинг.

    3 слайд

    Описание слайда:

    ЗНАЧЕНИЕ ВОДЫ ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА Для человеческого организма вода - это второе по значимости вещество после кислорода. Вода регулирует температуру тела, увлажняет воздух при дыхании, обеспечивает доставку питательных веществ и кислорода ко всем клеткам тела, защищает и буферизирует жизненно важные органы, помогает преобразовывать пищу в энергию, выводит шлаки и отходы процессов жизнедеятельности. Неслучайно человек может жить без пищи более 4 недель, а без воды - не более 7 дней. Своими исследованиями я хочу доказать необходимость использования в пищу чистой воды.

    4 слайд

    Описание слайда:

    Определение запаха. Метод основан на определении интенсивности запаха при температурах 20 и 60 градусов. По 250 мл. каждого образца мы внесли в колбы при 20 градусах, закрыли пробкой и взболтали. Затем колбы поочередно открывали и сразу же определяли характер и интенсивность запаха, используя стандартные критерии.

    5 слайд

    Описание слайда:

    Определение мутности Мутность воды обуславливает твердые нерастворимые остатки взвешенные в воде. Для определения мутности воды я использовала образцы, взятые из колодцев, т.к. остальные образцы воды были достаточно прозрачные. Используя аналитические весы, я взвесила фильтры, затем профильтровала через лейку по 1 литру воды из каждого колодца. Затем высушила фильтры с осадками и снова взвесила. Разницу в весе фильтра с осадком и чистым фильтром определяет суммарное количество нерастворенных в воде веществ.

    6 слайд

    Описание слайда:

    Гидрохимические исследования - Определение запаха. - Определение мутности - Биотест на луке. - Содержание железа в воде

    7 слайд

    Описание слайда:

    БИОТЕСТ НА ЛУКЕ Для проведения опыта мы помещали луковицы в воду с солью, уксусом, в обычную водопроводную воду и минеральную воду. Через 10 дней мы измерили длину корневых систем. Из опыта на луке я пришла к выводу, что наиболее полезная для организма человека является минеральная вода, которая отвечает всем требованиям, в том числе содержит необходимое количество минеральных веществ необходимых для нашего организма.

    8 слайд