Иконостас

Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского собора каноничен и уникален одновременно. Его своеобразие состоит в том, что он представляет собой не глухую стену с иконами, установленными в строгой соподчиненности. Центральная часть его напоминает триумфальную арку. Время петровских реформ вызвало к жизни новую символику, связанную с победами и преобразованиями государства. Создавался иконостас после триумфального завершения Северной войны, что, безусловно, повлияло на его композиционное решение. На двадцатиметровую высоту вознеслось его центральное звено, увенчанное не традиционным для русского иконостаса распятием, а скульптурной группой «Христос во славе», что еще больше усиливает ощущение торжественности.

Иконостас Петропавловского собора

Около пятидесяти мастеров пять лет, с 1722 по 1727 г., трудились над изготовлением этого уникального деревянного резного золоченого иконостаса в Москве под руководством московского архитектора Ивана Зарудного. Автором проекта, очевидно, можно считать Д. Трезини. По частям иконостас был перевезен в Санкт-Петербург и собран в соборе в 1729 г. Во время пожара 1756 г. иконостас срочно разобрали и вынесли из храма. При повторной сборке многие пострадавшие детали восстановили и с внутренней стороны стянули иконостас металлическими тягами. В 1829 г. обнаружилась существенная осадка здания. В 1830-х гг. под иконостас был подведен цоколь из тивдийского розового мрамора, чтобы предохранить дерево от загнивания. За прошедшие годы он неоднократно подвергался повторному золочению.

В соответствии с принципами барокко пространство в храме должно быть организовано так, чтобы увлекать вошедшего к алтарю и иконостасу, центром композиции которого служат Царские врата. В данной алтарной преграде они решены новаторски, так как в нарушение традиции раскрывают вход в алтарь. На Царских вратах нет традиционных икон с изображением благовествующего архангела Гавриила, Девы Марии и четырех евангелистов. Но основная идея Нового Завета решена другими средствами. Скульптурные изображения евангелистов вынесены за пределы алтаря на сень над кафедрой. В иконостасе слева от царских врат помещена скульптура архангела Гавриила с цветком, приносящего благую весть о том, что Деве Марии суждено стать Матерью Спасителя мира. Дева Мария изображена в главной иконе левого киота, в ее сторону Гавриил повернул лицо, и в скульптуре в овале на царских вратах, к ней с небес слетает голубь. На Царских вратах Петропавловского собора помещено скульптурное изображение Христа, причащающего апостолов, это сцена Евхаристии. Общая композиция роднит их с триумфальными арками петровского времени при сохранении их символического значения врат Христовых и самого Христа. Венчают Царские врата два сложенных крестообразно ключа, символизирующих как ключи от рая, хранившиеся у апостола Петра, так и ключи от Балтийского моря, отвоеванные царем Петром. Врата воспринимались и как светский образ Петербурга как морских врат страны. Справа от Царских врат – скульптурная группа: архангел Михаил со щитом с монограммой Христа и огненным мечом, попирающий дьявола, – символ торжества сил добра над злом, воинских побед Петра. Царские врата петровского времени не сохранились до наших дней. Обветшавшие деревянные были заменены в 1865–1866 гг. новыми, сделанными из меди на железном каркасе, позолоченными, представляющими точную копию первоначальных.

В центре алтаря над престолом стоит прекрасно вписывающийся в арку царских врат резной деревянный балдахин на четырех витых колоннах – напрестольная сень. Сень является органичной частью композиции интерьера собора. Вензель Петра I с короной, изображенной на сени, напоминает о ее дарителе.

Богоматерь на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

На иконостасе Петропавловского собора размещены 43 иконы и большое количество скульптур. Обилие круглой скульптуры необычно для православной церкви, но характерно для стиля барокко. В западных церквях можно найти аналоги подобных композиций. В данном случае нет прямого следования православной традиции, но канон соблюдается посредством соподчиненности икон и скульптур. Композиционную основу иконостаса составляют пять больших киотов – четыре нижних и один верхний, в промежутках между ними находятся врата: Царские (центральный неф), северные (левый неф), южные (правый неф). Венчает иконостас скульптурная группа «Христос во славе», в которой представлен Спаситель в момент чуда Преображения. По сторонам от Христа – пророки Моисей и Илия, что соответствует первому верхнему ряду традиционного иконостаса, где изображались праотцы от Адама до Моисея. Над головой Иисуса – голубь, символизирующий Духа Святого, и треугольник с надписью «Бог Отец Сын Дух Святой» – символ божественного триединства, что было особенно важно для Петербурга, основанного в день Святой Троицы. Под скульптурной группой помещена икона «Спас нерукотворный»; ниже – «Воскресение Христово», по сторонам от нее – скульптурные изображения царей Соломона и Давида, что соотносится со вторым (сверху) рядом православного иконостаса, где изображались пророки. Над царскими вратами по центральной оси находится икона «Видение Святого Иоанна Богослова» – Господь восседает на троне, принимая поклонения старцев.

Центральную часть иконостаса условно можно разделить на правую «мужескую» и левую «женскую» половины. Главная икона правого киота – «Иисус Христос на престоле». Христос, одетый как московский царь XVII в., восседает на престоле. На голове у Него – царская шапка с крестом, напоминающая митру. На груди Христа панагия – знак архиерейского достоинства. В руках Он держит скипетр и державу, атрибуты царской власти. В нижней части иконы помещены слова из притчей царя Соломона: «Мною Цари царствуют и сильные пишут правду». Четверо ветхозаветных царей, изображенных вокруг иконы Христа, являются Его предками. Всех святых, помещенных на иконах этого звена, сравнивали в панегириках с Петром I, и весь киот посвящен ему как донатору собора. «Рождество Христово» и «Богоявление» – иконы праздничного цикла иконостаса.

Главная икона левой «женской» половины иконостаса – «Богоматерь на престоле». Богородица, облаченная в одеяние русской царицы XVII в., в венце, напоминающем Императорскую корону XVIII в., также восседает на престоле. Считается, что чертам лица Богоматери придано портретное сходство с императрицей Екатериной I, в период правления которой писалась данная икона. Жест правой руки Младенца Христа – благословляющий, в левой руке он держит державу. «Богоматерь» окружают ветхозаветные святые «жены», с которыми сравнивали Екатерину I в начале XVIII в., а также икона Великомученицы Екатерины – покровительницы первой русской императрицы.

Иисус Христос на престоле. Икона из иконостаса Петропавловского собора. 1727 г.

Автором идейной концепции иконостаса является, скорее всего, ближайший сподвижник Петра Феофан Прокопович. Естественно, выбор святых не был произвольным. В иконостасе представлены святые, соименные членам семьи Петра I: Екатерина, Наталья, Анна, Елизавета, Параскева. Канонизированные цари и царицы, что должно было говорить о божественном происхождении царской власти. Выбирались святые, факты биографий которых перекликались с жизнью ближайших родственников первого русского императора, а также особо почитаемые русские святые из династии Рюриковичей, правившей на Руси с 862 по 1598 г., что доказывало преемственность верховной власти. Местные иконы располагаются в боковых киотах: в южном – «Апостол Петр», в северном – «Апостол Павел».

Образа для иконостаса писали в Петербурге московские иконописцы Андрей Меркурьев (Поспелов) «со товарищи» с 1726 по 1729 г. Четыре иконы, находящиеся в основании киотов («Богоявление», «Страдания Святого Апостола Петра», «Введение во храм Пресвятой Богородицы» и «Страдания Святого Апостола Павла»), представляют собой копии, выполненные академиком живописи Д. И. Антонелли в ходе реставрации 1832–1834 гг. Тогда же в верхнем киоте им была написана икона «Спас Нерукотворный». автора Шпидлик Томас

Иконостас - литургический анамнез Иконостас, неотъемлемая часть русских церквей, является выражением церковного литургического анамнеза. Он как бы скрывает таинственное действо и в то же время открывает его нам, видимым образом являя то, что невидимо совершается в

Из книги Печальные ритуалы императорской России автора Логунова Марина Олеговна

Иконостас Душой храма является алтарь. В православных церквях он отделяется иконостасом, в переводе с греческого языка – стеной с иконами. Это граница и в то же время образ единения мира земного и небесного. Выполненный в барочных формах иконостас Петропавловского

Петр I, человек стремительный и жестокий, обладал неимоверной энергией и делал все с небывалым размахом, оставаясь непреклонным в собственных решениях. Задумав строительство новой столицы «европейского» типа, он направил все свои силы на создание собственного «парадиза», который ничем не напоминал бы ему патриархальную, боярскую Москву. Петропавловский собор поистине стал олицетворением этого желания.

Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метра, высота шпиля — 40 метров, высота фигуры ангела — 3,2 метра, а размах его крыльев — 3,8 метра. На позолоту шпиля потрачено более 8 килограммов червонного золота. Комплекс колоколов собора уникален — он включает голландские колокола-куранты XVIII века, русские церковные колокола и карильон.

«Горизонтальные» размеры собора относительно невелики: его длина — 61 метр, ширина — 27,3 метра. Высота стен до карниза —15 метров. Для внутренней позолоты из государевой казны было выдано двести килограммов червонного золота. При оформлении собора использовались различные породы камня: мрамор, яшма, родонит. Пол вымощен известняковыми плитами. Центральный неф освещается пятью люстрами, выполненными из позолоченной бронзы, цветного венецианского стекла и горного хрусталя. Люстра, висящая перед алтарем, — подлинник XVIII века; остальные — восстановлены после Великой Отечественной войны.

По своему плану и внешнему виду он совершенно не похож на православные, крестовокупольные или шатровые, церкви. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание «зального» типа, характерное именно для западноевропейской архитектуры.

Его экстерьер строг и достаточно скромен. Стены оформлены лишь плоскими колоннами — пилястрами — и головками херувимов на наличниках окон. На восточном фасаде размещена фреска художника П. Титова «Предстояние апостолов Петра и Павла перед Христом». Западный фасад, являющийся основанием колокольни, украшен шестью пилястрами с двух сторон от главного входа-портика. Средокрестие храма смещено на восток и отмечено небольшим барабаном с куполом над предалтарной частью.

Колокольня - главенствующая деталь собора

Главенствующая деталь собора — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Ее первые два яруса как бы раздаются вширь, поддерживаемые завитками-волютами, которые формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх, он увенчан золоченой восьми-скатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах. Над крышей — стройный, изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проемами. Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием сверкающего шпиля-иглы. На самом верху установлена фигура летящего ангела с крестом в руках.

Колокольня, помимо всего прочего, выполняет важную функцию — это своеобразный ориентир в городе, градостроительная доминанта. Действительно, Петропавловский собор, высота которого составляет 122,5 метра, долгое время оставался самым высоким зданием в Санкт-Петербурге. Сейчас он уступает по высоте только вышке телецентра.

Несмотря на свою строгую прямоугольную форму, Петропавловский собор оставляет впечатление легкости и общей устремленности вверх. Это — одна из главных достопримечательностей города на Неве.

Купол Петропавловского собора

Купол над предалтарной частью собора, выполненный в стиле немецкого барокко, довольно скромен. Он установлен на легкий высокий барабан и увенчан небольшой главкой. Барабан и купол, подобно колокольне, тоже были значительно переделаны после пожара 1756 года. Купол уменьшили в размерах и богато украсили затейливыми гирляндами; кроме того, он приобрел пышные люкарны — все это добавило ему «барочности».

Портики собора

Западный и южный фасады украшены классическими мраморными портиками. Точно так же оформлен и главный фасад Ботного дома (в котором хранится ботик Петра —«дедушка русского флота»), расположенного рядом с Петропавловским собором —таким образом, весь ансамбль Соборной площади Петропавловской крепости исполнен в одной архитектурной стилистике.

16 мая (27 мая по новому стилю) 1703 года на небольшом острове в дельте Невы была заложена крепость Санкт-Питербурх (позже Петербург), которая стала ядром будущего города.

Спустя полтора месяца в центре уже намеченной цитадели была заложена деревянная церковь во имя Св. Апостолов Петра и Павла. Позднее крепость неофициально тоже стали называть Петропавловской.

В 1712 году, когда Санкт-Петербург стал столицей России, деревянную церковь начали перестраивать в камне по проекту Д.Трезини, перестройка длилась 21 год. Новый Петропавловский собор был освящен 29 июня 1733 года в день Св. Апостолов Петра и Павла, как Кафедральный собор и главный придворный храм.
Собор в своем внешнем облике несет черты барокко, характерные для архитектуры первой трети XVIII века. Храм по православным канонам ориентирован с Запада на Восток.

В основании храма протяженный прямоугольный объем соединяет центральную главу с колокольней, которая в данном случае доминирует. Колокольня Петропавловского собора разделена по высоте на несколько ярусов. Каждый ярус украшен плоскими колоннами (пилястрами). Ярусы одинаковы по своей ширине, но два из них подхвачены по бокам декоративными завитками-волютами, которые создают впечатление большей устремленности вверх. В верхней части колокольни находятся часы-куранты.

Первые куранты были установлены по указу Петра. Государь лично приобрел их в Голландии. Для России начала XVIII века подобные часы стали настоящей диковиной, но они погибли в огне пожара 1756 года. Их место заняли новые, специально изготовленные в Голландии во второй половине XVIII века мастером Ортом Краассом.

В 50-годы XIX века часы были отремонтированы, тогда же их настроили на мелодию третьего Российского гимна композитора Д.Бортнянского «Коль славен наш Господь в Сионе». Эта мелодия и сегодня звучит, отмечая каждый час. Благодаря уникальному механизму, колокола курантов звучат каждые 15 минут, а так же исполняют «Боже Царя храни» в 12 и 18 часов.

Венчает стройную колокольню легкий золотой шпиль. Первоначальные конструкции шпиля были деревянными, но в 50-е годы XIX века они были заменены на металлические, созданные по проекту ученого и инженера Д.И.Журавского. Игла шпиля завершена крестом с флюгером в виде парящего ангела. Шпиль Петропавловского собора является архитектурной доминантой Санкт-Петербурга, его высота 122.5 метра.

Внутреннее устройство Петропавловского собора и убранство его интерьера, так же как и внешний облик храма сочетает традиции русские и европейские.
Интерьер собора украшают многочисленные декоративные элементы. Особая роль отведена монументальным росписям. Это орнаментальные мотивы, христианские символы, а так же сюжеты и образы из Священного писания. Как в любом храме все росписи собора подчинены специальной программе, сюжеты и образы были строго отобраны Святейшим Синодом и должны были раскрывать определенную идею.

На протяжении XVIII-XIX веков росписи Петропавловского собора поновлялись, переписывались, некоторые первоначальные сюжеты были заменены на новые. Особую художественную ценность представляют сохранившиеся живописные картины, написанные на рубеже 20-30 годов XVIII века, ведущими художниками той поры: А.Матвеевым, Г.Гзеллем, Д.Соловьевым, В.Игнатьевым. На этих полотнах, украшающих пространство над онами боковых нефов, изображены сюжеты Нового Завета, а именно «Страсти Христовы».
Петербург родился в трудных условиях ведения Северной войны, в 1710 г. после победы под Выборгом в Петропавловский собор впервые были внесены трофейные знамена. С тех пор традиция хранить в храме неприятельские штандарты, была продолжена.
Сегодня на стенах Петропавловского собора закреплены турецкие и шведские знамена (подлинные в Эрмитаже ), захваченные в результате победоносных войн.Таким образом, Петропавловский собор является памятником воинской доблести и славы.
Резной золоченый иконостас Петропавловского собора выполнен по замыслу Д.Трезини в Москве под наблюдением русского архитектора И.П.Зарудного.
Около 50 резчиков и золотарей трудились над его созданием на протяжении четырех лет с 1722 по 1726 годы.

Все декоративные детали и скульптурные элементы вырезаны из липы, а каркас конструкции выполнен из лиственницы. Привезенный из Москвы иконостас был собран весной 1729 года. Благодаря обилию декоративных резных элементов, скульптуры и позолоте иконостас главного собора Петербурга получил торжественное и пышное звучание, что соответствовало стилю барокко. Так как Петропавловский собор являлся придворным, у пилона напротив алтаря, справа было установлено царское место, «Для стояния ее императорского Величества Анны Иоановны», выполненное под руководством Д.Трезини в 1732 году.

Царское место было осенено балдахином под деревянной короной на подушке с резными кистями и, крестообразно прикрепленными к ней, скипетром и шпагами. Все декоративные элементы вызолочены. Под балдахином находится щит на котором закреплен вышитый государственный герб, с обеих сторон щит задрапирован малиновым бархатом.
Петропавловский собор являлся не только придворным храмом, но и кафедральным, у пилона с другой стороны, неотъемлемый атрибут кафедрального собора-кафедра епископа. Она была выполнена из дерева в 1732 году столяром Н. Краскопом.

Петропавловский собор после смерти Петра I в 1725 году стал усыпальницей Дома Романовых. Здесь захоронены все российские императоры, кроме Петра II (который захоронен в Успенском соборе Московского Кремля) и Иоанна VI (Иоанн Антоновича, убитого в крепости Шлиссельбург). Ранее все могилы имели торжественное убранство-это и многочисленные серебряные и золотые венки, иконы и лампады, подношения и живые цветы.

К концу XIX века в Петропавловском соборе не осталось места для захоронений, было принято решение о сооружении Великокняжеской усыпальницы, которая соединена с собором специальной галереей.

Вход в собор был открыт для всех желающих, траурные церемонии проводились в соответствии со сложившейся традицией. Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
17 июля 1998 года в Петропавловском соборе были захоронены останки семьи Николая II, спустя 80 лет после убийства в подвале дома Ипатьева в Екатеринбурге. Местом захоронения стал Екатерининский придел.

В 90-е годы XX века в соборе возобновлены службы. Здесь проходят богослужения в дни памяти российских императоров, в дни Престольных праздников (день Св. Апостолов Петра и Павла, День Св. Екатерины, в день памяти Св. Александра Невского). Богослужения проходят по субботам и воскресеньям.

В 2001 году, благодаря усилиям директора Королевской школы карильона бельгийского города Мехелен-Йозефа Хаазена, в колокольне Петропавловского собора был восстановлен уникальный музыкальный инструмент–карильон.

Начиная с петровских времен все часы–куранты собора были снабжены карильоном. Благодаря специальной клавиатуре, колокола этого музыкального инструмента начинают звон. Сегодня в теплое время года вы можете насладиться игрой этого уникального музыкального инструмента.

Составитель статьи:Паршина Елена Александровна.Использованная литература:Лисовский В.Г.Архитектура Петербурга,Три века истории.Славия.,СПб.,2004 Пилявский В.И.,Тиц А.А.,Ушаков Ю.С.История русской архитектуры-Архитектура_С.,М.,2004,Павлов А.П.Храмы Санкт-Петербурга.Лениздат.,СПб.,2007

© Е. А. Паршина, 2009

Петропавловский собор - православный собор в Санкт-Петербурге в Петропавловской крепости, усыпальница русских императоров и памятник архитектуры петровского барокко.

Петропавловский собор возведён в 1712-1733 годах архитектором Доменико Трезини на месте одноимённой деревянной церкви.

Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города. Шпиль колокольни водружён голландским мастером Г. ван Болесом. Зального типа здание внутри разделено пилонами на три нефа и по стенам украшено раскрепованными пилястрами. В интерьере помещены копии трофейных знамён (подлинники находятся в Эрмитаже).

Позолоченный резной иконостас исполнен в 1722-1726 году в Москве

Лепной декор выполнили И. Росси и А. Квадри, росписи - Г. Гзель, В. Ярошевский, М. А. Захаров и другие


В 1756-1757 годах Петропавловский собор был восстановлен после пожара; на колокольне в 1776 году смонтированы куранты мастера Б. Оорта Краса из Голландии. В 1773 году освящён придел святой Екатерины. Повреждённую фигуру ангела в 1829 году отремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без лесов.

В 1857-1858 годах деревянные конструкции шпиля были заменены металлическими. Основной задачей была замена деревянных стропил на металлические на колокольне собора. Архитектор Журавский предложил построить конструкцию в виде восьмигранной усечённой правильной пирамиды, связанной кольцами; он же разработал метод расчёта конструкции.

В 1864-1866 годах прежние Царские врата заменены новыми, выполненными из бронзы (архитектор А. И. Кракау); в 1875-1877 годах Д. Больдини написал новые плафоны; в 1905 году были повешены новые колокола.


В 1919 году Петропавловский собор закрыт, а в 1924 году превращён в музей; большинство ценных предметов конца XVII - начала XVIII веков отдано в другие музеи.

В Великую Отечественную войну 1941-1945 годов Петропавловский собор пострадал, в 1952 году отреставрированы фасады, в 1956-1957 годах - интерьеры. В 1954 году здание передано Музею истории города. С 1990-х годов в Петропавловском соборе регулярно проходят панихиды по российским императорам, с 2000 года - богослужения, с Рождества 2008 службы проводятся регулярно. В 2008 году в соборе было проведено первое после 1917 года пасхальное богослужение. В настоящее время настоятелем храма служит игумен Александр, являющийся также представителем Санкт-Петербургской епархии по архитектурно-художественным вопросам.


На колокольне собора Петра и Павла установлен карильон. Периодически в Петропавловской крепости проходят концерты карильонной музыки.


Во времена Петра I место погребения лиц, принадлежавших к царской фамилии, не было окончательно определено. Царских родственников хоронили в Благовещенской усыпальнице. В недостроенном Петропавловском соборе в 1715 году похоронили двухлетнюю дочь Петра I и Екатерины Наталью, а под колокольней - супругу царевича Алексея Петровича принцессу Шарлотту Христину Софию Брауншвейг-Вольфенбюттельскую. Там же в 1718 году предали земле останки самого царевича. В 1716 году у входа в собор похоронена Марфа Матвеевна, вдова царя Фёдора Алексеевича.


После смерти Петра I гроб с его телом был помещён во временной часовне внутри строившегося собора. Погребение состоялось лишь 29 мая 1731 года. В дальнейшем в усыпальнице были похоронены все императоры и императрицы до Александра III включительно, за исключением умершего в Москве в 1730 году Петра II и убитого в Шлиссельбурге в 1764 Ивана VI. Всего в усыпальнице находилось 41 захоронение, в том числе ряда великих князей и княжон - детей и внуков императоров. В 1865 году все надгробия заменены однотипными беломраморными саркофагами с бронзовыми позолоченными крестами. Императорские саркофаги украшены двуглавыми орлами. Два саркофага изготовлены на Петергофской гранильной фабрике в 1887-1906 году: Александра II (из зелёной яшмы) и его супруги Марии Александровны (из розового орлеца).

29 июня 1703 года в день тезоименитства (именины или день ангела высоких особ) царя, при его непосредственном участии, была заложена деревянная церковь во имя апостолов Петра и Павла . Это и был Петропавловский собор , капитальное строительство которого началось только в 1712 и продолжалось до 1733 год.

Петропавловский собор

Петропавловский собор и теперь выглядит необычно для православного храма; в петровское же время он буквально бросал вызов крестово-купольному храмовому зодчеству. Собор имеет форму базилики – он сильно вытянут с запада на восток, что характерного архитектуре Западной Европы. На востоке отсутствуют привычные для русских храмов полукруглые алтарные выступы – апсиды . Необычен и золоченый шпиль с фигурой ангела над колокольней собора, заменивший привычный купол. Кстати, высота колокольни со шпилем составляет более 120 метров, что позволяло собору долгое время оставаться самым высоким зданием России.

Правда, стоит отметить, что шпиль как архитектурный элемент к тому времени на Руси уже был известен: он венчал построенную в Москве в самом начале XVIII века церковь Архангела Гавриила (Меншикова башня ). Однако для Санкт-Петербурга, располагающегося на равнине, подобный архитектурный ход имел особенное значение. Здания, как Петропавловский собор и Адмиралтейство , увенчанные шпилями, отлично видны с разных концов города, что обогащает его силуэт в архитектурном отношении.

В 20-е годы на колокольне Петропавловского собора были установлены часы «с курантами в 35 колоколов», приобретенные в любимой Петром Голландии. Однако в середине XVIII века они сгорели, после чего были заменены новыми, отбивавшими каждую четверть и половину часа, и каждый час исполнявшими мелодию «Коли славен» , а в полдень и полночь – «Боже, царя храни» .

Внутри Петропавловского собора

Необычен и интерьер Петропавловского собора, в первую очередь своей скромностью. Его стены украшают 18 картин на сюжеты Нового Завета , выполненные в новой, реалистической манере. Стены, своды и пилоны расписаны, в основном, под мрамор и украшены ордерными элементами – коринфскими пилястрами и антаблементом . Важную роль во внутреннем убранстве храма играет скульптура, которую Древняя Русь почти не знала: лепные фигурки ангелов и головки херувимов смотрят из-под сводов. Главная достопримечательность собора – иконостас, подаренный лично Петром I. Со времени Московской Руси в храмах ставили иконостасы в виде сплошной стены, составленной из икон и почти полностью скрывающей алтарь. Иконостас Петропавловского собора иной: он сделан в виде нарядной триумфальной арки, и украшает его не живопись, а скульптура. В средней части иконостаса, на месте Царских врат , помещен барельеф с изображением Тайной вечери . Над апостолами возвышается нарядная беседка круглой формы – ротонда . Ее венчает императорская корона со скрещенными ключами – символом апостола Петра. Под куполом установлен стол, над которым парит скульптура богоматери. Слева и справа от апостолов на высоких тумбах стоят объемные фигуры архангелов Михаила и Гавриила .

Спроектирован иконостас был, видимо, самим Доменико Трезини , а изготовлен в мастерской известного московского архитектора и резчика Ивана Зарудного , строителя Меншиковой башни. Под его руководством над царским заказом трудилось сорок опытных резчиков. Готовый деревянный иконостас из Москвы в Петербург везли по частям и собирали уже на месте. За иконостасом в алтаре установлена золоченая резная надпрестольная сень , (еще один подарок Петра I) прототипом которой стала знаменитая сень собора святого Петра в Риме – те же витые колонки, высокое навершие, богатое убранство.

У одного из ближайших к алтарю пилонов поставили нарядную резную кафедру. Ее сень венчает скульптурная группа: четыре сидящих евангелиста, над которыми парит голубь – символ Святого Духа . По сторонам кафедры, прислонившись к пилону, стоят фигуры апостолов Петра и Павла . Интересно, что в русских церквах кафедр не было – она является атрибутом католических храмов. Необычны для православного собора и пять больших хрустальных люстр вместо традиционных для Руси церковных паникадил.

История Петропавловского Собора

По окончании строительства Петропавловский собор был объявлен главным кафедральным храмом Санкт-Петербурга. В этом качестве он прослужил вплоть до середины XIX века. На смену ему пришел Исаакиевский собор , а Петропавловский стал придворным. Продолжая традицию Архангельского собора Московского Кремля, где покоится прах русских царей, Петропавловский собор тоже стал усыпальницей российских самодержцев – но уже императоров и императриц. Первым в 1725 году здесь был погребен сам Петр I, а затем еще десять правивших в России на протяжении XVIII – XIX веков монархов. В нем нет только останков Петра II, похороненного в Москве, и Николая II, чей прах до сих пор не нашел упокоения.